Сегодня нас попытался обнадежить министр энергетики Александр Новак. Во время гайдаровского форума министр высказал мнение,
что к концу 2016 года нефть может стоить $40-50 за баррель. Мне всегда нравятся такие обтекаемые формулировки - может будет стоить, а может и не будет, поди поймай на слове. Новак считает, что такая цена носит «справедливый фундаментальный» характер. «Мы должны понимать, что низкие цены на нефть на сегодняшний день будут носить довольно-таки долгосрочный характер», - подчеркнул министр. Что такое «справедливый» характер цены в рыночной экономике я понять затрудняюсь. Либо цена на рынке устанавливается балансом спроса и предложения (а для рынка нефти, это очевидно не так), и тогда причем тут «справедливость», это не рыночная категория, а этическая. Либо цена устанавливается продавцом произвольно, на основе его представлений о должном. В этом случае г-н Новак может выставить цену российской нефти такой какая ему нравится и попробовать продать её. Если же ценой управляет (конечно косвенным, но существенным образом) не г-н Новак, а кто-то другой, то почему он будет действовать так как говорит министр? Если цена на нефть обрушена в результате сговора между США и Саудовской Аравией, или даже одной Саудовской Аравией, то почему бы ей не поднять цену до 80, чтобы сбалансировать бюджет?
Далее, а почему низкие цены «будут носить довольно-таки долгосрочный характер»? Ну то есть, понятно, что надо успокоится и не ждать сверхдоходов от продажи нефти как это было еще пару лет назад. Кстати, а почему не надо? Что изменилось в мире? Почему до 2014 года цены были высокими? Почему они стали падать? Где основания, согласно которым министр делает такие выводы? Почему в 2016 году цены поднимутся до $40-50? А правительство РФ кроме перекройки бюджета будет как-то выстраивать стратегию развития страны в условиях низких цен? Одни вопросы.
В заключении интервью министр озвучил себестоимость добычи нефти в РФ - $5-15 за баррель. И пока цены выше этой отметки мы в плюсе. Правда тут надо отметить несколько особенностей. Первая, себестоимость добычи барреля это только часть себестоимости нефти. Есть ещё затраты на транспортировку нефти, а в России они достаточно высокие - расстояние большие. Второе, есть ещё затраты на геологоразведку новых месторождений и в РФ они очень высокие из-за климатических и географических условий. В краткосрочной перспективе это неважно, но министр говорит о долгосрочной. Третье, опять-таки, часть месторождений, из которых сейчас добывается нефть, разведаны и освоены в советское время и эти затраты в себестоимости не учтены. А для новых месторождений эти затраты будут существенно выше, так как условия извлечения нефти ухудшаются. Сначала вырабатываются самые перспективные месторождения, потом менее перспективные, потом совсем трудные. Соответственно растут затраты на освоение. И четвертое, в России много сланцевой нефти, гораздо больше чем в США. Но для разработки таких сложных месторождений нужны новые технологии, а технологии у нас не развиваются, всё новое тащится с Запада. И как в условиях санкций заимствовать технологии и оборудование неясно. Значит, нужно развивать свою научно-техническую базу, но это долго и трудно, да и желающих пока не видно. Кроме того, внедрение новых технологий снижает затраты на добычу, и делает компании более конкурентно способными.
А чтобы закончить на оптимистичной ноте, вспомним
притчу о двух бедняках. Нам плохо, но пока какие-то доходы от нефти у нас есть. А вот в Норвегии всё совсем грустно - все месторождения убыточны. Вот картинка с показателями потерь на каждом барреле, добываемом на месторождениях в Северном море:
![](http://www.zerohedge.com/sites/default/files/images/user3303/imageroot/2016/01-overflow/20160114_norway.jpg)
Не расстраивайтесь, у нас дела обстоят относительно хорошо
Плохой конец заведомо отброшен -
Он должен, должен, должен быть хорошим!