Конгресс США принял решение о снятии запрета на экспорт нефти из страны,
сообщает Bloomberg. Договорённость ещё должна быть утверждена сенатом и палатой представителей, но вероятность принятия закона очень высока. Впрочем, не все разделяют оптимизм по поводу отмены запрета на экспорт: республиканцы, представляющие интересы сырьевого сектора - за отмену, а демократы - против:
"У нас есть лучшие технологии, лучшая нефть и в со временем мы обгоним российскую нефть, мы обгоним саудитов и иранцев" - сказал в интервью Техасский представитель республиканцев Джо Бартон. "Это передает в руки США руль энергетической политики всего мира. Это огромная победа".
Сенатор от Демократической партии Джефф Меркли Орегон считает снятие запрета на экспорт "огромной ошибкой", которая даст возможность подзаработать нефтяникам за счет работающих американцев и нашей планеты". В США идет предвыборная компания и политики пытаются склонить чашу весов на свою сторону.
А откуда вообще взялся этот запрет? Все началось в 1973 году на Ближнем Востоке, 6 октября войска Египта и Сирии пересекли линии прекращения огня на Синайском полуострове и Голанских высотах, и начали продвижение вглубь Израиля. Израильтяне отмечали праздник Йом-Кипур поэтому первые несколько дней арабам сопутствовала удача. Но евреи быстро оправились и уже 8-9 октября израильские войска перешли в контрнаступление на сирийском фронте. Подробно описывать ход боев не буду, желающие могут ознакомиться с
историей конфликта самостоятельно. Для нас важно, что в конфликт вмешались две сверхдержавы - СССР и США. 13 октября Соединенные Штаты пустили в ход «воздушный мост», по которому в Израиль начали поступать самолеты, военное снаряжение и противотанковое оружие. Советский Союз стал оказывать помощь с 10 октября. После нескольких попыток договориться, арабские государства ввели нефтяное эмбарго в отношении США и западных союзников Израиля. Таким образом они хотели оказать давление на позицию Запада, а через это и на Израиль. В течение следующего года цена на нефть поднялась в несколько раз:
Ситуацией воспользовался СССР, который стал наращивать объёмы поставок нефти в Европу. Свято место пусто не бывает. Чтобы компенсировать недопоставки нефти с Ближнего Востока США предпринимает ряд мер. В начале президент Никсон призывает народ к экономии топлива и электроэнергии. Но бизнес превыше национальных интересов и многие производители бензина и других нефтепродуктов стали повышать цены пользуясь ситуацией. Производители природного газа не отставали. Была создана специальная федеральная комиссия по расследованию таких нарушений. В конце концов, вдосталь намучившись, США приняло закон о запрете экспорта сырой нефти. Экспортировать разрешалось только продукты переработки. В дополнение к этому был создан
Стратегический нефтяной резерв равный примерно 3-х месячному объему потребления нефти страной. Надо сказать это возымело действие, учитывая, что до 2009 года объемы добычи нефти в США неуклонно снижались. Пик добычи был достигнут в начале 1971 года - около 300 млн баррелей/мес, а в 2009 году - 140 млн барр/мес. Более чем вдвое за 35 лет.
А в 2008-2009 годах произошла так называемая «сланцевая революция». Революционность сводилась к тому, что Дик Чейни протащил поправку к федеральному закону о природопользовании. До внесения этой «поправки» бурение на сланцах считалась экологически вредным и было запрещено. На текущий момент добыча нефти в США вернулась к уровню 1973 года:
Первое, что нужно отметить, что из всякого правила есть исключения. Так, в США с 1985 года разрешено экспортировать нефть в Канаду, при условии, что Канада её сама и переработает (а не продаст на сторону). В начале этого года подобная же инициатива была выдвинута в отношении Мексики. Причина в том, что сланцевая нефть - это так называемая легкая нефть, с большим содержанием легких фракций. А в США не так много мощностей, способных к обработке такой нефти. В основном существующие мощности ориентированы на обработку обычной нефти. А в Мексике наоборот, НПЗ способных переработать легкую нефть много. Но в целом это проблему не решает, так как объёмы для такого обмена ограничены. США продолжают развивать свои НПЗ для переработки сланцевой нефти и расширять мощности по хранению. Но отмена запрета на экспорт нефти гораздо дешевле и попутно решает еще некоторые проблемы.
А тем перейдем к контексту текущей ситуации. Если запрет на экспорт будет отменен, это означает, достаточно большие объемы легкой нефти из США выйдут на рынок. Тут надо понимать, что львиная доля нефтепоставок идет по долгосрочным поставкам и достаточно жестко привязана по маркам к перерабатывающим мощностям. У нефти есть много разных характеристик - вязкость, содержание серы и других примесей, фракционность и т.д, которые определяют её марку. Поэтому просто так выбросить на рынок большие объемы нефти нельзя. Но есть еще спотовый рынок, где нефть покупают по запросу, а не контракту и есть ценные бумаги (опционы, фьючерсы и др.) завязанные на нефть и вот тут поле деятельности пошире. Увеличение предложения на рынке в конечном счете приведет к снижению цены, в первую очередь на бумажную нефть, там рынок (спекулянты) реагирует очень быстро. Думаю, все знают, что нынешняя цена на нефть в районе $35-40 за баррель ниже себестоимости большинства сланцевых месторождений США. То есть мелкие и средние сланцевые производители в долгах как в шелках, а крупные держаться на плаву за счет других проектов и накопленного в тучные годы «жира». Значит, отмена барьера на экспорт не спасет сланцевую отрасль, а возможно и ускорит её смерть. Выиграть от этого могут только крупные игроки, но у них туго с деньгами и им скупка разорившихся мелюзги будет не интересна.
Зато еще большее снижение цен на нефть больно ударит по России, то есть по нам с вами. Вариантов тут может быть несколько. Первый - вытеснение России с европейского рынка. С азиатского вытеснить не получится, потому что там хозяйничают страны Персидского залива, а у них себестоимость добычи самая низкая в мире. Впрочем, с европейского рынка они нас тоже потихоньку теснят. В первом сценарии мы теряем долю рынка и соответственно доходы от продажи, пусть и скромные. Второй сценарий - это давление на экономику РФ. Поскольку курс доллар-рубль привязан к цене на нефть, а объем импорта у нас очень большой, то снижение цены на нефть и повышение курса доллара к рублю сделают нас еще беднее, а наш бюджет не досчитается очередной порции доходов. Третий вариант, это давление на ту часть нашей элиты которая ценностно ориентирована на Запад и при этом зависит от курса рубля. Эта часть элиты может не выдержать давления и начать сдавать страну врагу или устроить передел власти.
Кто виноват понятно. Теперь осталось понять, что делать в данной ситуации. Ситуация очень неустойчивая и каждый день градус повышается. Такой инструмент как отмена запрета на экспорт нефти США приберегали на черный день и если они его пустят в ход, значит по их мнению этот день настал. Потому что несмотря на все усилия наших западных «партнеров»; Россия держится и продолжает гнуть свою линию. И тут важно понять одну простую вещь, война - это наращивание издержек у противника о тех пор пока они не превысят его потенциальные приобретения от победы:
Если противник (США) готов пожертвовать своими сланцевыми компаниями (а это огромный кусок промышленности и завязанные на него кредиты), то каковы его приобретения? Если он выиграет он, то сохранит свою гегемонию, получит все ресурсы России и много чего еще. А если мы выстоим, то США убьют понесенные ими издержки и огромные проблемы в экономике. То есть это война не на жизнь, а на смерть. А каковы наши издержки? Мы с вами будем жить хуже еще год-два. В принципе это не так страшно. Но наша задача не в том, чтобы перетерпеть и жить дальше как жили. Это невозможно. Если нас не удастся сломить экономическими средствами в ход пойдут военные (см. провокации Турции). Потому нужно
- Наращивать издержки противника
- Снижать собственные издержки не теряя позиций (и лица)
- Менять существующую систему, чтобы она могла без ущерба для себя выдерживать такие и гораздо большие нагрузки
- Менять себя лично, потому что прочный дом нужно делать из прочных материалов.
- И наконец, сформулировать для себя чего же хотим. Что будет после победы, в каком направлении будем идти