Гайдаровский форум - аквариум с вялеными воблами

Jan 14, 2015 17:47

           Уже не первый раз при знакомстве с речами Медведева, Кудрина и других отечественных "титанов мысли", возникают устойчивые ассоциации с "Вяленной воблой" Салтыкова-Щедрина. Для начала с воблой проделали некую процедуру, наделившую ее определенными свойствами:

«Воблу поймали, вычистили внутренности (только молоки для приплоду оставили) и вывесили на веревочке на солнце: пускай провялится. Повисела вобла денек-другой, а на третий у ней и кожа на брюхе сморщилась, и голова подсохла, и мозг, какой в голове был, выветрился, дряблый сделался. И стала вобла жить да поживать [я знаю, что в натуре этого не бывает, но так как из сказки слова не выкинешь, то, видно, быть этому делу так (прим.авт.)].
- Как это хорошо, - говорила вяленая вобла, - что со мной эту процедуру проделали! Теперь у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести - ничего такого не будет! Все у меня лишнее выветрили, вычистили и вывялили, и буду я свою линию полегоньку да потихоньку вести!»;


И достигла наша вобла с такими способностями высот, какие иным и не снятся:

«Все поприща поочередно открывались перед ней, и на всяком она службу сослужила. Везде она свое слово сказала, слово пустомысленное, бросовое, но именно как раз такое, что, по обстоятельствам, лучше не надо. Затесавшись в ряды бюрократии, она паче всего на канцелярской тайне да на округлении периодов настаивала. "Главное, - твердила она, - чтоб никто ничего не знал, никто ничего не подозревал, никто ничего не понимал, чтоб все ходили, как пьяные!" И всем, действительно, сделалось ясно, что именно это и надо. Что же касается до округления периодов, то воблушка резонно утверждала, что без этого никак следы замести нельзя. На свете существует множество всяких слов, но самые опасные из них - это слова прямые, настоящие. Никогда не нужно настоящих слов говорить, потому что из-за них изъяны выглядывают. А ты пустопорожнее слово возьми и начинай им кружить. И кружи, и кружи; и с одной стороны загляни, и с другой забеги; умей "к сожалению, сознаться" и в то же время не ослабеваючи уповай; сошлись на дух времени, но не упускай из вида и разнузданности страстей. Тогда изъяны стушуются сами собой, а останется одна воблушкина правда. Та вожделенная правда, которая помогает нынешний день пережить, а об завтрашнем - не загадывать.»

А теперь, читатель, сравни с тем, что говорилось на Гайдаровском форуме:
[Spoiler (click to open)]Герман Греф, глава Сбербанка России:
«Может ли цена на нефть оставаться в течение года низкой? Я думаю, что может. Я не верю, что она останется на уровне $40 или ниже, но на уровне $60-$70 она может находиться в течение нескольких лет».
Может оставаться, а может и не оставаться, если будет рост, то цена будет расти, если будет падение, цена будет падать. Бурные продолжительные апплодисменты.

Греф назвал доминирующими факторами, которые привели к текущей экономической ситуации в РФ, структурное замедление экономики, геополитическую ситуацию и обвальное падение цен на нефть.
Cпасибо за очевидность, капитан Откровенность.

Дмитрий Медведев, глава правительства РФ:
Старая энерго-сырьевая модель исчерпана, это понимают все, она не может дать ни устойчивого роста, ни стимулов для инвестиций в реальное производство. Все слабее она воспринимает технологические инновации и, главное, не обеспечивает стабильного повышения уровня жизни.

Поэтому важно не только объективно оценить и правильно отреагировать на изменение традиционных для нас внешних рынков, не просто справиться с экономическим и политическим давлением извне, не просто стабилизировать текущие колебания валютного курса - в целом задача более масштабная и более ответственная: речь идет о том, чтобы изменить саму модель нашего развития.

Мы не сможем этого сделать, если не выполним целый ряд условий. Сегодня мы должны определить факторы, значение которых нам казалось, может быть, ранее недостаточно весомым.

Модель-то какая, назовите ее?

Медведев признал, что «многое сейчас играет против рубля: и цены на нефть, и санкции». По его словам, от колебаний курса рубля страдают «и компании, и банки, и, конечно же, обычные люди». «Но тем не менее считаю, что политика Центробанка, которую он проводит в настоящий момент, правильная», - заявил премьер.

власть не собирается ждать, когда просто поднимутся цены на нефть. Условия и требования к нашей экономике становятся принципиально другими, их невозможно переждать. Поэтому, как это ни банально звучит, издержки необходимо снижать, а качество проектов повышать. Понятно, что при ослаблении рубля и дорожающем импорте это непросто.

Чтобы корова давала больше молока и меньше ела сена, её надо больше доить и меньше кормить. Отливаем в граните.

Алексей Улюкаев, глава Минэкономразвития РФ:
«Мне кажется, что факты нашей жизни подтверждают, что новая экономическая реальность, что глобальная экономика никогда не будет такой, как была в периоды между 2000-2007 годами, и что российская ситуация никогда не будет такой, она будет гораздо более сложной, она и есть гораздо более сложная»

То, что мир сложный стало понятно только когда клюнул жареный петух?
«В кризисной ситуации самое главное - сохранять душевное спокойствие, иметь крепкие тылы дома, в семье и больше всего думать о собственном здоровье и здоровье своих близких. Баррели, санкции - это все преходящее», - сказал Улюкаев. Эти слова главы Минэкономразвития были встречены участниками форума аплодисментами.

Я правильно понимаю, что он признался, что думать о способах выхода из кризиса в министерстве не будут и другим не советуют? День прошел и ладно.


Цитировать наших «воблушек» у меня большого желания нет, а вот Михаил Евграфович как всегда зрил в корень:

А кроме того, и время стояло смутное, неверное и жестокое. Убежденные люди надрывались, мучались, метались, вопрошали и, вместо ответа, видели перед собой запертую дверь. Пестрые люди следили в недоумении за их потугами и в то же время нюхали в воздухе, чем пахнет. Пахло не хорошо; ощущалось присутствие железного кольца, которое с каждым днем все больше и больше стягивалось. "Кто-то нас выручит? кто-то подходящее слово скажет?" - ежемгновенно тосковали пестрые люди и были рады-радехоньки, когда в ушах их раздались отрезвляющие звуки.
...
Как бы то ни было, но настоящий, здоровый тон был найден. Сперва его в салонах усвоили; потом он в трактиры проник, потом... Дамочки радовались и говорили: "Теперь у нас балы начнутся". Гостинодворцы развертывали материи и ожидали оживления промышленности.
Оставалось одно: отыскать настоящее, здоровое "дело", к которому можно было бы "здоровый" тон применить.
Однако тут совершилось нечто необыкновенное. Оказалось, что до сих пор у всех на уме были только ежовые рукавицы, а об деле так мало думали, что никто даже по имени не мог его назвать. Все говорят охотно: "Надо дело делать", но какое - не знают. А вобла похаживает между тем среди возрожденной толпы и самодовольно выкрикивает: "Не растут уши выше лба! не растут!"
- Помилуй, воблушка! да ведь это только "тон", а не "дело", - возражают ей, - дело-то какое нам предстоит, скажи!
Но она заладила одно и ни пяди уступить не согласна! Так ни от кого насчет дела ничего и не узнали.
Но, кроме того, тут же сбоку выскочил и другой вопрос: а что, если настоящее дело наконец и откроется - кто же его делать-то будет?
- Вы, Иван Иваныч, будете дело делать?
- Где мне, Иван Никифорыч! Моя изба с краю... вот разве вы...
- Что вы! что вы! да разве я об двух головах! ведь я, батюшка, не забыл...
...
Таким образом, оказалось, что хоть и провялили воблу, и внутренности у нее вычистили, и мозг выветрили, а все-таки, в конце концов, ей пришлось распоясываться. Из торжествующей она превратилась в заподозренную, из благонамеренной - в либералку. И в либералку тем более опасную, чем благонадежнее была мысль, составлявшая основание ее пропаганды.
И вот в одно утро совершилось неслыханное злодеяние. Один из самых рьяных клеветников ухватил вяленую воблу под жабры, откусил у нее голову, содрал шкуру и у всех на виду слопал...
Пестрые люди смотрели на это зрелище, плескали руками и вопили: "Да здравствуют ежовые рукавицы!" Но История взглянула на дело иначе и втайне положила в сердце своем: "Годиков через сто я непременно все это тисну!"

1884 год.

Вот так-то, господа либералы-рыночники.

Медведев, либерализм, кризис, экономика, мысли

Previous post Next post
Up