mka

Наше прошлое неизменно мстит за его идеализацию

Jun 15, 2012 08:08


13 июня в культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация двух новых книг из книжной серии «Церковные реформы»: были представлены «Епархиальные реформы» архимандрита Саввы (Тутунова) и «Церковная миссия в эпоху перемен» Александра Кравецкого.



Вечер открыла Джованна Паравиччини, которой во многом вся серия обязана своим появлением на свет:


Затем ведущий, о. Георгий Ореханов, сказал вступительное слово о тематике всех пяти книг серии - церковных реформах, коорые, по его мнению, всегда преследуют одну главную цель: в результате церковь должна стать ближе к народу.
Не буду писать обо всем - и Правмир уже опубликовал статью с фотогалереей:


и о. Филипп написал о дискуссии в конце встречи.



Отец Николай Балашов и Александр Кравецкий

Что бы стоило отметить?

В своем выступлении Александр Кравецкий развил тему, затронутую в интервью, взятом у него до начала презентации. Да, все материалы собора имели отношение к миссии, и потому интересен анализ отдельных материалов как реакция церкви на события рубежа веков. Мы видим чудовищное взаимное непонимание между церковью и обществом (яркий пример тому Л.Н. Толстой). Приходится говорить и о поражении церкви в том, что теперь называют «информационной войной», и о непонимании последствий многих своих действий, и, с другой стороны, о попытке осмысления социологических аспектов миссионерской деятельности.

Кравецкий отметил, что тогда наиболее разумной казалась позиция охранителей, а их оппоненты выглядели разрушителями устоев, однако в постреволюционной России именно эти последние подходы оказались наиболее востребованными и плодотворными.



Кравецкий также обратил внимание на то, что кроме чисто академического интереса публикация этих материалов дает нам возможность задуматься о нашей предыстории. События начала века - это тот фон, без которого непонятны мы сегодня, и наше прошлое куда более хитрое и противоречивое, чем порой кажется. Оно неизменно мстит за его идеализацию. Возрождение красивого прошлого - это миф для строительства будущего, который чаще всего работает не на пользу, а только затрудняет жизнь. Россия времен собора - другая страна, и как бы ни был велик соблазн построить что-то такое же, но это всегда самообман. И в этом - месть истории.

На заданный вопрос о том, действуют ли сегодня постановления Великого Московского собора 1917-1918 гг., о. Савва (Тутунов) напомнил формулу, предложенную о. Владиславом Цыпиным: действуют все его решения, что не отменены или не заменены.



Отец Илья Соловьев в своей реплике отметил, что авторитет этого Собора держится на том, что он представлял всю полноту церкви - в нем участвовали архиереи, клир и миряне, а не «случайно привезенные епископом с собой люди», потому Собор и был легитимен. Так что главное - даже не темы, которые там поднимались, а то, что ему была присуща соборность, являющаяся существенным свойством церкви, без которой любые изменения в ее жизни остаются механическими.



Отец Илья Соловьев

На это, правда, о. Георгий Ореханов заметил, что если заходит разговор о соборности, то мало кто в теме, мало кому это интересно. Он даже привел другой случай, когда, слушая доклад о Китае, он подумал: это могут понять максимум три человека в мире… И сказал, что соборность - она как Китай... После возражения о. Саввы Тутунова, что о соборности могут говорить гораздо больше, чем трое человек, последовало предложение следующую встречу посвятить обсуждению соборности.

Серия не завершена - ожидается книга о реформе прихода (автор А. Беглов) и, возможно, об образовании.



О. Савва (Тутутнов), еп. Савва (Михеев), о. Георгий Ореханов, о. Николай Балашов, А.Г. Кравецкий

вести-новости, собор, история, конференция, церковь, книгоиздание

Previous post Next post
Up