Попалось мне на днях
Обращение Вольного исторического общества к министру образования и науки Российской Федерации О. Ю. Васильевой. Довольно любопытный текст, тем более что сам я бывал на выставках из серии «Россия - моя история» (и даже записал некоторые свои впечатления
здесь и
здесь). Копия этого обращения отправлена куратору этого проекта председателю Патриаршего совета по культуре епископу Егорьевскому Тихону (Шевкунову). К этому обращению ВИО присоединилась еще Ассоциация «Свободное слово», правозащитное объединение литераторов, журналистов, переводчиков, редакторов, издателей, профессиональных блогеров.
Что же вызвало такую реакцию историков и других деятелей культуры? Приведу только несколько цитат из обращения. «Концепция парка есть результат творчества Патриаршего совета по культуре, существующего на правах синодального отдела РПЦ под председательством епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова). Совместимо ли внедрение такого "пособия" в учебный процесс со светским характером образования в РФ? По существу концепция также вызывает множество вопросов. Чем вызван панегирический уклон в изображении всех без исключения царей? Почему никто, кроме правителей, с точки зрения создателей выставки, не наделен правом думать о благе России? Допустима ли для популярной, но все же просветительской выставки столь широко практикуемая ее создателями "модернизация", то есть приписывание "по аналогии" историческим деятелям и событиям совершенно несообразных им современных мотивов и контекстов? Или напротив, наносит ущерб воспитанию историзма?
Отчего для обеления Ивана Грозного авторы выставки берут на вооружение совершенно фантастическую и абсолютно маргинальную концепцию "информационной войны" со стороны злонамеренных иноземцев, жертвой которой якобы сделался образ московского государя? Несмотря на то что злодейства Грозного и колоссальный ущерб, нанесенный им стране в результате установления террористического опричного режима, не только надежно засвидетельствованы отечественными источниками, но и досконально исследованы отечественными историками.
Впрочем, выставка вызывает и вопросы куда более конкретные, относящиеся к тому, что экспозиция преподносит в качестве фактов. ...Насколько изображение «славян, угро-финнов и скифов» единственными обитателями на территории России в раннем средневековье соответствует историческим реалиям? Обвинение в адрес декабристов, якобы сотрудничавших с иностранными разведками, - подкреплено ли документально? Находит ли подтверждение во всем корпусе сохранившихся источников? А вот картошка - действительно ли распространилась в России при Екатерине II? Может быть, все-таки при Николае I?..
Примечательны также красноречивые лакуны и недомолвки - скажем, в экспозиции вовсе не отражено завоевание Казанского ханства и взятие Казани. В блоке о разделе Польши - ни слова об обстоятельствах появления "черты постоянной еврейской оседлости" как результате этого раздела. <...>
Особая тема - обращение с цитатами. Есть некое универсальное правило работы всякого историка, которое он не имеет права нарушать никогда и ни под каким видом: если он цитирует какого-то автора, то цитату должен взять не из чужих рук, а из оригинала. В этом отношении выставка «Россия - моя история» являет пример чудовищного исторического непрофессионализма. <...> Практически все без исключения изречения «врагов России» являются псевдоцитатами: ни Отто Бисмарк, ни Билл Клинтон, ни Маргарет Тэтчер не произносили тех слов, которые им приписаны. Эти псевдоцитаты частично некритически позаимствованы из интернет-публицистики, частично - из печально знаменитой книги Николая Яковлева «ЦРУ против СССР», давно ставшей притчей во языцех из-за своей фантастической, бьющей через край лживости. Организаторам выставки не раз указывали на фиктивность многих цитат, которые они выдают за правду, но им это, как видно, совершенно безразлично».
В ответ епископ Тихон (Шевкунов)
заявил, что «считает странными сомнения в компетентности создателей выставки "Россия - моя история"
Москва. Он отметил, что мультимедийный исторический парк "чрезвычайно востребован", и именно эта востребованность привела к тому, что выставки стали открываться в регионах. Епископ подчеркнул, что цель выставки - "показать историю нашей страны максимально такой, какая она есть, без триумфализма", и понять, где корни исторических ошибок и где причины наших побед".
"Мы рады любой конструктивной критике, и если нам укажут на ошибку, мы ее исправим", - сказал он. Епископ напомнил, что создателям уже указывали на неточность двух цитат - святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и Бисмарка. "С извинениями мы убрали эти цитаты из экспозиции", - добавил он».
Однако все остальное продолжает триумфально шествовать по стране, создавая новую мифологию на руинах старой.