mka

В одно время и в одном пространстве на Руси работало множество выдающихся художников

Aug 13, 2017 09:01



Историк искусства и византолог Алексей Лидов, академик РАХ, заведующий отделом Института мировой культуры МГУ, директор Научного центра восточнохристианской культуры:

"Всех гораздо больше устроило бы заключение, что иконы Звенигородского чина создал мастер «Троицы», то есть Андрей Рублев. Но они все - и искусствоведы, и реставраторы - пришли к иному заключению. И это заключение - можно сказать, на уровне криминалистики, это факты, которые можно предъявлять в суде, а не так, что, дескать, «вот такое мне почудилось, показалось, вот так увиделось». Правда, по официальной версии, исследование еще не закончено, но не думаю, что будут принципиальные изменения.
...
Для меня это лучшие мастера своего времени, Но даже если мы узнаем, что их звали, например, Стефан, или Петр, что это принципиально изменит? Какой вызов историкам содержится в таком повороте исследовательского внимания? Надо написать в истории искусства новую картину, показывающую эпоху, где нет доминирующих гениев, где работают рука об руку вместе византийские и русские мастера, причем мастера разных направлений. Ведь когда мы созерцаем фрески Феофана Грека в Троицком приделе церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде и фрески Андрея Рублева во владимирском Успенском соборе, впечатляет, насколько они различны в своих стилистической и эстетической концепциях, хотя их разделяет всего около тридцати лет. Нам предстоит осмыслить эту новую картину с множеством выдающихся художников, которые работали в одном пространстве в рамках относительно небольшого Московского княжества.

И, кстати, что немаловажно, для всех хватало работы. Сейчас предлагается гипотеза о существовании в Московском княжестве на рубеже XIV-XV веков великокняжеской мастерской, где вместе работали византийские и русские художники, и работали в совершенно разных стилистических манерах, что побуждает понять принцип сотрудничества русских и греков и определить место русского искусства в великой византийской традиции, увидеть всю картину целиком - этого, по большому счету, еще не было сделано.

Те манеры, которые мы знаем по Звенигородскому чину, да и в «Троице» Рублева и его росписях в Успенском соборе, миниатюрах Евангелия Хитрово или деисусных иконах Благовещенского собора Кремля, - это все явления византийского искусства, отразившиеся на Руси. Речь в очередной раз идет о сломе удобного мифа, который говорит о том, что был такой великий византийский мастер Феофан Грек со своей экспрессивной суровой манерой, и был его русский ученик, который пошел радикально другим путем - в сторону душевности, гармонии, спокойной созерцательности. Выясняется, что это было одним из направлений византийского искусства, что никоим образом не умаляет ни достижений Андрея Рублева, ни глубины, ни красоты его образов, приобретших статус национального идеала. Просто мы должны понять эту картину в целом, в контексте византийской традиции, не вырывая из нее русского искусства, которое было органичной частью этой великой культуры".

В конце июня 2017 года Государственная Третьяковская галерея провела круглый стол, на котором были представлены результаты исследования Звенигородского чина - икон «Спас Вседержитель», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел», автором которых считался Андрей Рублев. Иконы, обнаруженные в 1918 году близ Успенского собора в Звенигороде, вероятнее всего, входили в деисусный чин иконостаса этого собора. Их нашла Всероссийская комиссия по сохранению и раскрытию древнерусской живописи под руководством Игоря Грабаря; согласно преданиям (документальных свидетельств их нахождения нет) они лежали вроде бы в дровяном сарае, и с самого начала Грабарь, который тогда был руководителем Центральных реставрационных мастерских в Москве, приписал их Рублеву - автору самой известной русской иконы «Троица». Эта атрибуция вошла во все учебники, каталоги и другие искусствоведческие издания и до сей поры была непререкаемой.

Иконы датируются временем постройки Успенского собора в Звенигороде, то есть около 1400 года, первое летописное упоминание о Рублеве относится к 1405 году (он упомянут последним как младший мастер), а «Троица», написанная для Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, создана примерно в 1425-1427 году (хотя существует и альтернативная датировка 1409-1412, связанная с несохранившимся деревянным собором), так что до сих пор Звенигородский чин считался самой ранней работой Рублева. На круглом столе в ГТГ эксперты сообщили, что иконы Звенигородского чина и «Троицу» создали разные авторы, - это результаты технико-технологических исследований с использованием новейшего оборудования (ранее - в 2005-2014 году - в ГТГ так же исследовали саму «Троицу»). Исследования проводили старшие научные сотрудники отдела древнерусского искусства ГТГ Софья Свердлова и Левон Нерсесян, заведующий отделом реставрации темперной живописи Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР) Виктор Баранов, сотрудник того же отдела Дмитрий Першин, заведующая лабораторией физико-химических исследованй ГосНИИР Светлана Писарева и сотрудник лаборатории Ирина Кадикова.

Полный текст

искусство, христианство, культура

Previous post Next post
Up