Оригинал взят у
sen_sey15 в
История одного верлибра Верлибр - это стихотворение, написанное не по правилам классического стихосложения. Как правило, такие стихи лишены рифмы и размера, но сохраняют целый ряд стихотворных признаков - например, разбиение текста на строки.
![](http://izbrannoe.com/upload/sotbit.htmleditoraddition/c88/c882396b2d0ffcb9ccf6f210a18c4cf5.jpg)
В России верлибры стали очень популярны в эпоху Серебряного века. Трудно вспомнить хоть одного поэта той эпохи, который не написал бы ни одного свободного стиха. И всё же верлибр не стал тогда массовым явлением, и ни один поэт не сделал его своей основной творческой формой.
Верлибры Блока
![](http://izbrannoe.com/upload/sotbit.htmleditoraddition/5c9/5c925794178f5d8bff5c111d6413a109.jpg)
Больше всего известны, пожалуй, верлибры Блока. Вас, наверное, удивит, что на самом деле во всём творческом наследии поэта насчитывается всего-навсего шесть верлибров. Зато целых два из них стали не только самыми известными в творчестве русского символиста, но вообще самыми известными верлибрами Серебряного века.
Оба стихотворения Блок написал 6 февраля 1908 года. В этот звездный для русского верлибра день к поэту пришли две гостьи - Наталья Волохова и Елизавета Пиленко. Обеим влюбленным в него девушкам Блок посвятил по стихотворению.
Актриса Наталья Волохова, у которой с поэтом был достаточно бурный роман - их отношения продлились почти два года - стала героиней двух циклов стихов «Снежная маска» и «Фаина».
И героиней верлибра:
«Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся, Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.»...
Второй девушке, 15-летней Елизавете Пиленко, суждено было стать поэтессой Кузьминой-Караваевой, но мир узнал её как монахиню Мать Марию. Она погибла в 1945 году в газовой камере концлагеря Равенсбрюк. На смерть она пошла добровольно - вместо одной из отобранных женщин. В 2004 году она была канонизирована Константинопольским патриархатом.
Именно о ней и о том, как встреча с Блоком повлияла на её жизнь, и пойдёт речь.
![](http://izbrannoe.com/upload/sotbit.htmleditoraddition/72e/72efcef4eadb808b828b936b512e1253.jpg)
Родилась Елизавета Кузьмина-Караваева (урождённая Пиленко) в Риге 21 декабря 1891 года. В детстве она жила с семьёй в Анапе, в Ялте, и только в 1906 году переехала в Петербург, куда был переведён на службу отец-юрист. В этом же году он скоропостижно скончался, и эта смерть потрясла девочку. С этого момента кончилось её детство. Перед ней открылся, как она писала, «бедный мир, в котором нет Бога, в котором царствует смерть, горе, зло и несправедливость».
Из дневника Лизы Пиленко: «Я ненавидела Петербург. Самая острая тоска за всю жизнь была именно тогда и душе хотелось подвига, гибели за всю неправду мира, чтобы не было этого рыжего тумана и бессмыслицы. Я бродила часами, писала стихи, места себе не находила. Смысла не было не только в моей жизни, во всём мире безнадёжно утрачивался смысл».
Однажды старшая двоюродная сестра повела Лизу на литературный вечер. Там выступали поэты-декаденты. Всё, что звучало в зале, было ей малоинтересно, не задевало сердца. И вдруг...
Много лет спустя она вспоминала поразившего её чтеца, вновь и вновь переживая тот важный для нее вечер:
«Очень прямой, немного надменный. Голос медленный, усталый, металлический. Темномедные волосы, лицо не современное, а будто со средневекового надгробного памятника, из камня высеченное, красивое и неподвижное. Читает „По вечерам, над ресторанами...“, » Незнакомка«... ещё читает.
В моей душе - огромное внимание. Человек с таким далёким, безразличным, красивым лицом. Это совсем не то, что другие. Передо мной что-то небывалое, головой выше всего, что я знаю. Что-то отмеченное... В стихах много тоски, безнадёжности, много голосов страшного Петербурга, рыжий туман, городское удушье. Они не вне меня, они поют во мне самой, они как бы мои стихи. Я уже знаю, что ОН владеет тайной, около которой я брожу, с которой почти сталкивалась столько раз во время своих скитаний по островам этого города.
Спрашиваю сестру: «Посмотри в программе - кто это?» Отвечает: «Александр Блок» .
Сразу же после этого вечера Лиза купила сборник стихов, а прочитав, попросилась в гости к поэту и получила приглашение.
![](http://izbrannoe.com/upload/sotbit.htmleditoraddition/928/9282a02b8a5d243647d93aaa0274cc7c.jpg)
Они проговорили до темноты. Блок не ответил на её детскую восторженную влюблённость, но от разговора у неё осталось светлое чувство: «Мы долго говорим. За окном уже темно. Он не зажигает света. Мне хорошо, я дома, хотя многого не могу понять. Я чувствую, что около меня большой человек, что он мучается больше, чем я. Меня поражает его особая внимательность, какая-то нежная бережность... »
Через неделю Блок прислал Лизе, в котором были те самые стихи.
Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
и презираете свою красоту -
Что же? Разве я обижу вас?
О, нет! Ведь я не насильник,
Не обманщик и не гордец,
Хотя много знаю,
Слишком много думаю с детства
и слишком занят собой.
Ведь я - сочинитель,
Человек, называющий все по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка.
Сколько ни говорите о печальном,
Сколько ни размышляйте о концах и началах,
Все же, я смею думать,
Что вам только пятнадцать лет.
и потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные речи о земле и о небе.
Право, я буду рад за вас,
Так как - только влюбленный
Имеет право на звание человека.
Лиза Пиленко честно попыталась послушаться совета, и в 1910-м вышла замуж за молодого юриста Дмитрия Кузьмина-Караваева. Вряд ли, правда, это был тот самый «простой человек», которого прочил ей Блок. Её муж принадлежал к интеллектуальной элите того времени и вёл богемный образ жизни. Спустя годы она писала в воспоминаниях:
«Мы жили среди огромной страны, словно на необитаемом острове. Россия не знала грамоты - в нашей среде сосредоточилась вся мировая культура: цитировали наизусть греков, увлекались французскими символистами, считали скандинавскую поэзию своею, знали философию и богословие, поэзию и историю всего мира, в этом смысле мы были гражданами вселенной, хранителями великого культурного музея человечества. Это был Рим времен упадка... Мы были последним актом трагедии - разрыва народа и интеллигенции».
Она писала стихи, вращалась в литературных кругах и, конечно, постоянно сталкивалась с Блоком - у общих знакомых, на вечерах. Было ли тут виной чувство к нему, с которым ей так и не удалось справиться, или причина крылась в чём-то другом, но брак распался, а Елизавета Юрьевна уехала на какое-то время в Анапу, а потом вернулась в Петербург.
И сразу же снова пришла к Блоку. С той же решимостью и отчаянием, что и в первый раз. Возможно, она искала даже не развития романа - она видела в нём учителя, человека, которому доступны были доступны высшие смыслы и ответы на главные вопросы.
Их связывали странные отношения. Она стала часто бывать у него дома, они говорили, иногда до утра, сидя обыкновенно в самых дальних углах комнаты («он у стола, я на диване»). Говорили о трагичности человеческих отношений, о стихах, о «доблести, о подвигах, о славе»...
Эта романтическая дружба продолжалась и тогда, когда Елизавета Юрьевна встретила, наконец «простого человека, который любит землю и небо» - революционера и охотника, от которого у неё родилась дочь Гаяна.
«С мужем я разошлась, и было еще много тяжести, кроме этого... Весной уеду, буду жить чужой жизнью, говорить о революции, о терроре, об охоте, о воспитании детей, о моей любви к тому человеку, куда я уеду, - и думать о Вас... Мой дорогой, любимый мой...»
Первая мировая война перечеркнула надежду на «тихое женское счастье». Отец Гаяны ушел на фронт и пропал без вести...
Второй брак и эмиграция
Лизавета вышла замуж ещё раз - летом 1919 года за Д. Е. Скобцова, кубанского казачьего деятеля. Вместе с ним, с матерью и дочерью Гаяной, она эвакуировались в Грузию после разгрома Белого движения на Кубани. Там у Елизаветы Юрьевны родился сын Юрий, затем дочь Анастасия, а в январе 1924 года вся семья переехала в Париж.
![](http://izbrannoe.com/upload/sotbit.htmleditoraddition/07e/07ec1e82e2c78a6891db8a4ca5dbf217.jpg)
7 марта 1926 года младшая дочь Лизаветы умерла от менингита. Потрясённая горем, она мучительно искала новый смысл жизни и в такой сложный момент, здесь, на чужбине, узнала ещё об одном трагическом событии - кончине Блока. По свидетельству её матери, горе её было беспредельным...
Второй брак Лизаветы тоже не сложился. Она рассталась по-дружески со своим вторым мужем и сохранила с ним тёплые отношения. Но её ждал уже другой путь.
В марте 1932 года она приняла постриг и начала своё нетрадиционное монашеское служение в миру.
Она организовала в Париже общежитие для одиноких женщин, дом отдыха для выздоравливающих туберкулезных больных в Нуази-ле-Гран под Парижем, причем большую часть работы там делала сама. При общежитии была устроена церковь Покрова Пресвятой Богородицы и курсы псаломщиков, а с зимы 1936-1937 - миссионерские курсы.
Монахиня Мария постоянно выступала с докладами, публиковала богословские и остро-социальные статьи, в пятнадцатую годовщину смерти Александра Блока напечатала в журнале «Современные записки» мемуарный очерк «Встречи с Блоком». Несмотря на невероятную занятость, много времени уделяла поэзии - в 1937 году в Берлине вышел её сборник «Стихи», в конце 1930-х - начале 1940-х годов она написала стихотворные пьесы-мистерии «Анна», «Семь чаш» и «Солдаты».
В июле 1935 года старшая дочь Марии (Скобцовой) Гаяна уехала в СССР и 30 июля 1936 года скоропостижно умерла в Москве по официальной версии от дизентерии, по слухам - от подпольного аборта.
Война, гибель и канонизация
Во время нацистской оккупации Парижа общежитие монахини Марии на улице Лурмель стало одним из штабов Сопротивления. Дома на Лурмель и в Нуази-ле-Гран стали убежищами для евреев и военнопленных, мать Мария и отец Димитрий Клепинин также выдавали евреям фиктивные свидетельства о крещении, которые иногда помогали. Ей также удалось вывезти в мусорных контейнерах несколько еврейских детей, которых готовили к отправке в лагеря смерти.
8 февраля 1943 года гестапо арестовало её сына Юрия, а 9 февраля и саму Марию. Сначала её держали в тюрьме форта Роменвиль, а затем отправили в концлагерь Равенсбрюк. 6 февраля 1944 года Юрий Скобцов погиб в концлагере Дора («филиал» Бухенвальда), монахиня Мария была казнена в газовой камере Равенсбрюка 31 марта 1945 года, за неделю до освобождения лагеря Красной армией.
Говорят, что узнав о начале войны, она сказала:
«Я не боюсь за Россию. Я знаю, что она победит... России предстоит великое будущее. Но какой океан крови...»
В 1985 года мемориальным центром Яд Вашем матери Марии посмертно было присвоено звание «праведник мира». 16 января 2004 года Елизавета Пиленко канонизирована Константинопольским патриархатом как преподобномученица.
![](http://izbrannoe.com/upload/sotbit.htmleditoraddition/c88/c882396b2d0ffcb9ccf6f210a18c4cf5.jpg)
Мемориальная доска. На доме, где родилась Елизавета Пиленко. Рига, улица Элизабетес, 21
via