"В наш век торжествующего индивидуализма, когда широкое проявление индивидуальности без всякого отношения к ее нравственному достоинству и свободы индивидуальности в смысле безграничного своеволия признаются неотъемлемыми, священными правами человека, вопрос этот является одним из важнейших вопросов и одним из тягчайших обвинений против братства.
С точки зрения ходячих представлений о свободе, многие с уверенностью говорят, что трудовое братство является не только стеснением, но даже преступным отрицанием этого модного кумира. Говоря «кумир», я не преувеличиваю, так как поклонники индивидуальной свободы, понимаемой ими в смысле безграничного своеволия, громко требуют, чтобы этому кумиру были принесены в жертву и общее благо, и все нравственные обязанности по отношению к ближним, и религия - всё, что организует жизнь, водворяет в ней порядок. Вместо идеала гармонии, мира и единения громко провозглашается идеал хаоса своеволия, распыления человечества и бесконечной борьбы между свободными индивидуальностями. Всякая организация, всякий порядок признаются ненужными стеснениями, преступными посягательствами на свободу личности. С этой точки зрения не только наше Трудовое братство, но даже веками освященные организации, каковы государства, церкви, семья, признаются бременем непосильным и устарелыми предрассудками, подлежащими упразднению и сдаче в архив".
Николай Неплюев
После несвободного во всех отношениях ХХ века люди ринулись к свободе. Имея очень смутное представление о ней (преимущественно отталкиваясь от не-свободы), многие провозгласили как свою свободную позицию именно этот "торжествующий индивидуализм". Однако последнее время есть и утешительные тенденции - в виде разных форм самоорганизации, волонтерства и проч. Может быть, хотя бы кому-то уже недостаточно заботиться лишь о самом себе? Человек ведь прежде всего создан для общения, тогда как всякий индивидуализм разобщает, что и показал Неплюев.