Вот уже и настала вторая неделя Великого поста, ознаменованная памятью свт. Григория Паламы. Его жизнь напоминает нам, как порой непрост буть богоискания, но как драгоценно то, что обретается на этом пути. Он был и отлучен при жизни за свое учение, и канонизирован буквально через несколько лет после смерти. Живя в империи, считавшей себя христианской, он напоминал о том, что Царство Небесное требует усилий от каждого человека, а формальная принадлежность к церкви не спасает сам по себе. Его слова и сегодня нам важно было бы услышать.
На второй неделе Великого поста, как вы знаете, в церкви традиционно совершается празднование памяти святого Григория Паламы. Это был великий святой, человек необыкновенно талантливый, замечательно образованный, который многие вещи почувствовал, многое в свое время понял. Он предчувствовал закат большой эпохи христианской истории. Он предчувствовал, что христианские империи рухнут, что они не смогут больше быть в центре внимания христианской жизни, поэтому нужно перенести это внимание на внутреннюю жизнь, на жизнь сердца человека, на духовный опыт, о котором вообще не часто говорили христианские писатели. Нужно, по учению святого Григория, добиваться внутреннего единства жизни человека во Христе в Духе Святом, для того, чтобы придти к Отцу Небесному, чтобы обрести Царство Небесное. Нужна благодать, нужна особая сила, нужен свет, который в церкви оскудевал медленно, но постоянно, из века в век. Это оскудение приводило к тому, что люди начинали уже совершенно формально относиться к своей христианской вере и жизни. Их как бы ничего не трогало. Редкое исключение составляли святые люди, которых Господь все-таки постоянно воздвигал в Церкви, иначе она бы совсем умерла.
Святой Григорий Палама, увидев, что люди забывают о Едином Боге, о живом Боге, о жизни в этом едином свете, единой благодати, возревновал о том, чтобы напомнить людям об этом. Он взял за основу духовный опыт Афонских монастырей, который длительное время свидетельствовал о том, что человек может увидеть особый божественный свет и просветиться этим светом...
Святой Григорий почувствовал, что Бог спасает всего человека, а не только его душу, поэтому мало говорить о спасении души. Бог спасает и дух человеческий, и даже тело человека. Да, конечно, при этом преображая человека, делая его способным наследовать бессмертие, чтобы осуществились слова Христовы, что в Царстве Небесном не женятся и замуж не выходят, но пребывают как ангелы на небесах. Человек действительно не может наследовать Жизнь вечную просто во плоти и крови своей. Плоть и кровь Царства Божьего не наследуют. Нужно одухотворить всего себя и всю жизнь вокруг себя, только тогда открывается Небесное Царство. Для этого нужно постоянное усилие, для этого нужна постоянная молитва. И даже тогда, когда кажется, что на неё уже нет сил, что сердце не вмещает её, всё равно надо прилагать эти усилия, надо думать о том, как молиться, хотя бы кратчайшей, простейшей молитвой, но такой, которая была бы способна войти в сердце, была бы способна соединить человека с Богом, принеся ему огонь благодати с неба.
...
Конечно, трудно говорить об этих вещах в наше время, когда люди сплошь и рядом снова ориентируются лишь на то, что ниже их, не на то, что на уровне сердца, а на то, что на уровне чрева и далее. Очень важно, чтобы люди вспомнили снова о великой силе Божьей, которая через любовь Христову излиялась в наши сердца, чтобы люди вспомнили об Отце своём Небесном и вернулись в свое Отечество, чтобы люди вспомнили о том, что они сотворены Богом в таком единстве, которое способно принять дар Духа Святого, способно сделать человека выше самого себя.
...
Наше время потому и жестоко, что в нем оскудела вера в Бога и в человека и вера в Церковь. Мы сейчас часто печалимся о том, что нет веры в Церковь, что наше уверение в том, что «нет, эта вера у нас есть» часто не оправдывается нашим поведением, решениями в жизни, нашим выбором того или иного пути в пределах нашей земной жизни. Мы говорим, что верим в Бога, в Церковь, в человека, но не делаем так, чтобы подтвердить эту веру, укрепить её, возрасти в этой вере. Очень непросто в наше время верить в Бога и в Церковь, но еще труднее верить в человека, ведь нужно для этого прозревать тот потенциал в каждом человеке, в каждом своём ближнем, который плотскими, простыми очами не всегда виден. Нам нужно большое смирение и подлинное дерзновение, для того чтобы эта вера в нас сохранилась и укрепилась.
Полный текст