Отличная не только из-за отличной оценки. Это всегда возможность немного посмотреть со стороны на некоторые результаты в том числе своей работы. Вот, еще двое студентов защитились. Работы вышли довольно интересными, хотя, как всегда, потом возникают новые мысли и новые пожелания.
Одна посвящена русской миссии в Китае во второй половине XIX века. Фактически, это и было началом миссии, так как до этого по причине запретов правительства Китая на дипломатическую и иную деятельность европейцев духховная миссия прежде всего выполняла политические задачи. Но когда эти функции были разведены, оказалось, что заниматься христианизацией Китая весьма непросто. Что-то удалось архим. Гурию (Карпову) и его помощнику и наследнику иером. Исаей (Поликину), незаслуженно забытому исследователями.
Но даже после изменения (по рекомендациям архим. Гурия) выдаваемой миссионерам инструкции Святейшего синода дело не пошло на лад. Наоборот, к началу ХХ века, отмеченному погромами европейцев в ходе восстания ихэтуаней, православная миссия была практически мертва (по словам, например, свт. Николая (Касаткина)). С другой стороны, откуда взяться активной миссии, если в это время церковь в метрополии испытывает огромные трудности, когда православие является в значительной степени лишь оболочкой жизни людей...
Вторая работа рассказывает как раз о более-менее успешном опыте просвещения православного народа в самой России. В Вятской губернии в 1882 году по инициативе кафедрального прот. Стефана Кашменского возникло братство свт. Николая. Начав с "антираскольнической деятельности", т.е. с попыток миром и образованием (а не угрозами и жандармами) обратить старообрядцев, братство немало сделало и для просвещения самих православных. Народные школы братства, где учились крестьяне, готовили их не только к полемике с начетчиками, но и к активной христианской жизни, часто бывшей гораздо большим свидетельством для окружающих, чем полученные ими знания. Вот и приходится задуматься, почему так мало было (да и есть) людей, подобных Кашменскому, коорые бы понимали, что без свидетельства своей жизнью говорить об истинности православия бесполезно.
Слава Богу, защиты прошли, пятерки получены, а мы трудимся дальше.