Несчастливое имя

Feb 25, 2010 18:02

Сверхдредноут «Нормандия» был заложен на верфи «Ателье э шантье де ля Луар» в апреле 1913 года. Один из четырёх в серии: 25 тысяч тонн, 22 узла, 300 мм бортовой брони и 12 340 мм орудий в четырёхорудийных башнях - Франция (так тогда казалось) вышла-таки на свой самобытный путь развития линкоров и готовилась принять активное участие в будущей борьбе с пресловутым кайзеровским Хохзеефлотте.

Увы, не сложилось. С началом войны приоритет постройки дорогих и сложных линкоров оказался крайне невысок. Немцы рвались к Парижу и актуальными стали совершенно иные задачи. Строительство затормозилось, и хотя в октябре 1914 года корпус «Нормандии» был спущен на воду - в строй она так никогда и не вошла. Военный опыт сделал еще вчера передовой корабль устаревшим до рождения. А послевоенные попытки переработать проект были пресечены Вашингтонским соглашением 1922 года. Из всей серии в строй вошел только «Беарн» - уже как авианосец. А «Нормандию» к 1925 году разобрали на металл.

Следующая «Нормандия» должна была появиться в списках флота Республики уже в сороковые годы. В апреле 1940 года парламент одобрил программу беспрецедентного усиления ВМС, предусматривавшую в том числе и строительство четырёх мощнейших линкоров. Корабли в 51 тысячу тонн, 32 узла скорости, 350 мм бортовой брони... снова 12 орудий в трёх башнях - но уже в 380 мм, самой совершенной модели... Корабли элегантные и грозные одновременно - но так и не увидевшие свет. Всего через два месяца Франция подпишет Компьенское перемирие.



А 9 февраля 1942 года у нью-йоркского пирса выгорела и затонула третья, самая знаменитая «Нормандия». Огромный, в 80 тысяч тонн, 31-узловый лайнер, обладатель «голубой ленты» - и один из самых красивых трансатлантиков мира. Яблоко раздора между правительством Петена, «Сражающейся Францией» де Голля, англичанами и американцами. Переименованная (чисто формально) в «Лафайет», «Нормандия» проходила переоборудование в войсковой транспорт...

Только в 1945 году изуродованный остов лайнера был полностью поднят на поверхность - для того, чтобы через год отправиться на слом.



Вот такое несчастливое имя - «Нормандия».

P.S. Что интересно - в начале 1920-х годов рассматривался проект переоборудования «Нормандии»-линкора в грузопассажирский трансатлантик. Отказались в первую очередь по экономическим причинам: с учетом масштаба переделок, пакетбот получался почти что золотой.

P.P.S. Коммандеру Шепарду можно посочувствовать, ага. Некоторые события были весьма предсказуемы.

Франция, флот, история

Previous post Next post
Up