Трудяга

Apr 23, 2009 21:04

Это самобеглое орудие - винтовая канонерская лодка для орудийных испытаний «Драдж». Да, да, именно так: screw gunboat for gun trials HMS «Drudge» - и не надо смеяться! Официальная классификация Адмиралтейства, не кот начхал. Пушка - вполне солидная 234-мм Mk.XI, 50-калиберная, из тех, что стояли на последних британских броненосных крейсерах типа «Минотавр» и броненосцах типа «Лорд Нельсон». Откуда же выползла эта диковина, почему она такая - и зачем?



Построена канлодка «Драдж» (если в переводе - трудяга) на верфях Армстронга в Эльзвике в 1887 году. Проект - на основе классических ренделловских канонерок, но несколько увеличен в размерах. Конструкция изначально предполагала возможность замены артустановок: корабль создавался как своего рода испытательный стенд для разрабатываемых морских орудий. Рачительные бритты предусмотрели и альтернативное использование: в свободное от стрельб время «Драдж» должен был служить для... вывоза шлака с металлургических заводов и затопления его в море. (Да, нынешних экологистов тогда еще и в проекте не было!).

Первоначально Армстронг использовал лодку для себя, и до 1901 года она числилась коммерческим судном, чередуя стрельбы и «хозяйственные работы». Затем корабль был выкуплен Адмиралтейством, зачислен в состав флота - и продолжил работать в том же качестве. Разве что шлак вывозить уже не требовалось. Сколько новых орудий было обкатано на его борту - трудно подсчитать: почти каждая новая артсистема (кроме самых тяжелых) испытывалась на «Драдже». В 1916 году «Трудяга» получил почетное имя «Экселлент», традиционное для британских учебно-артиллерийских кораблей. Но уже в 1918 он снова стал «Драджем» и был передан Потсмутским верфям как плавмастерская.

В 1919 году «Драдж» окончательно списали и продали на слом. Но судоразделочная компания предпочла не разбирать бывшую канонерку, а использовать её как судоподъемно-спасательное плавсредство. Видимо, жаль было терять добротно построенную посудину. В новом качестве «Драдж» прослужил до 1948 года. Но и на этом его карьера не закончилась: он был продан французской компании и получил имя «Франсуа Куер». Под новым флагом «Трудяга» прослужил до 1969 года, когда его всё-таки пустили на слом.

Вот такая карьера: 82 года беспорочной службы. Как вы яхту назовёте...

флот, кунсткамера, история, Британия

Previous post Next post
Up