1876 г., холст, масло Константин Егорович Маковский, «Перенесение священного ковра из Мекки в Каир». [Подробности ...)] Константин Егорович Маковский заслуженно считается создателем в русском искусстве 70-х годов XIX века новой ориенталистской линии, которая обращалась к экзотике Востока и была популярна в то время в Европе. Стимулом к развитию этого направления послужила поездка Маковского в Каир в связи с болезнью жены в октябре 1872 года. Впоследствии он совершил ещё две поездки в Африку, что в конце позапрошлого века было сопряжено с немалыми трудностями. Но увлеченный образами Востока, Маковский самозабвенно писал многочисленные пейзажные этюды и жанровые сценки, а также создал целую галерею изображений арабского населения - мужчин, женщин, детей. Эти работы всегда отличали высокие живописные достоинства и лирическая трактовка образов. По заказу наследника престола, будущего императора Александра III, Маковский начал работу над эскизом картины «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир». В этой работе, создававшейся уже в Париже, отразилось влияние современной французской живописи на манеру Маковского, проявившееся как в эскизности письма, так и в стремлении к повышенной красочности зрелища, к большой роли солнечного света. В 1876 году художником дописывается окончательный вариант картины, который экспонировался в Парижском салоне. Сюжетом для картины Маковского послужила древняя мусульманская традиция. Священный ковёр кисва - религиозная святыня мусульман - предназначен для облачения главного святилища Кааба в Мекке. Ковёр помещали в специальное сооружение - махмаль, водружали на верблюда, и в сопровождении торжественной процессии паломников и верующих караван шествовал по улицам Каира, направляясь в Мекку. По окончании хаджа верующие получали небольшие части ковра и увозили их с собой в разные концы мусульманского мира. Ежегодно лучшие мастера Египта заново ткали и вышивали священный ковер для перенесения его в Мекку. При возвращении паломников в Каир их встречала праздничная толпа горожан. Ритуал встречи был связан не столько с ковром, сколько с возвращением самих паломников и махмаля, который почитался священным предметом.