"Грозовой перевал"

May 02, 2013 14:52

Итак, осилив 4 книги "Сумерек" Стефани Майерс, я взялся читать "Грозовой перевал" Эмили Бронте (это был первый шок, кстати - всегда думал, что Шарлотта написала). Ну, потому что эта книга в Сумерках упоминалась постоянно, и для полноценного анализа нужно было ознакомиться с классиками. Про "Сумерки" я еще напишу, но главное, что я почувствовал, взявшись после них за ГП - Эмили написала настоящую книгу. Хороший язык у автора и у персонажей, выпуклые характеры, затейливый сюжет. Довольно симпатично исполнен прием "история в истории" - повествование начинается от лица некого хлыща по фамилии Локвуд, он слегка знакомится с актуальным срезом ситуации в глуши, куда приехал отдохнуть, а потом слово надолго передается Элейн Дин - ключнице в годах. Она, впрочем, по ходу тоже иногда от первого лица цитирует других персонажей. Но это все скорее украшает, чем путает.
Вообще, подача истории устами Элейн Дин местами напоминает "Тысячу и одну ночь", но сильно эта тема не форсится.
Гораздо больше в этой истории сходства с "Красавицей и чудовищем". Начинается все с того, что отец семейства отправляется в Ливерпуль и спрашивает у детей, что бы им принести. Сын просит скрипку, дочь просит хлыстик для езды верхом. Отец довольно долго отсутствует, а возвращается с каким-то цыганским отродьем. Скрипка и хлыстик при себе, но за время пути (и переноски сироты) поломались к чертовой матери. Нового мальчика назвали Хитклиффом и приютили. Этот хороший, казалось бы, поступок начал черную главу в жизни этого рода (Эрншо) и соседнего (Линтоны). Так сказать, а потом мы поняли, что это не ежик, а какая-то херотень. Как говорит автор: "это только мальчик, но по его наглой улыбке сразу видно мерзавца"
В Красавице и Чудовище мы видим заколдованного принца, который только выглядит чудовищем, а на самом деле добр и хорош, и исцеляется любовью. Тут чудовищем выглядит чудовище, и все попытки исцелить его любовью он цинично использует ради своей мести. Хитклиффа старший сын (Хиндли) действительно гнобил помаленьку. А дочь, с которой он дружил и в которую был влюблен, вышла замуж за соседнего мальчика - Эдгара Линтона. Так Хитклифф (и до того странный) и набрался яду и ненависти для смертельной мести обоим родам.
Тут происходит первый рояль. Хитклифф куда-то сбегает, а возвращается оттуда крепким, сильным, богатым, а главное - устойчивым к выпивке и сильно везучим в карты. За счет последних двух качеств он мало-помалу выигрывает все имение у Хиндли Эртона (своего бывшего мучителя). Тишь, глушь, даже церковь сломана - чем еще в деревне заниматься.
Дальше по сюжету я идти не буду, но в целом у Хитклиффа все получается. Всех бьет, разоряет, унижает. Однако уж такой он противный, что никакой радости мы за него не испытываем (совсем не Монте-Кристо). Вообще, с симпатичными персонажами в романе какая-то беда. Все глупые, вздорные, истеричные, изнеженные - причем чаще всего сразу несколько качеств. Но внимание сюжет захватывает и удерживает. Ближе к концу я поймал себя на мысли "а вдруг в этот раз выплывет" - хотя с самого начала книги мы знаем, к чему пришел сюжет, однако хотелось верить в лучшее. Но фиг. Сам Хитклифф пышет привычной злобностью, однако как бы немножко грустит - очень этим напоминая Рейстлина в альтернативном будущем, где он всех победил.
Тут Локвуд, которому снова дали слово, решает покинуть этот омут, и право слово - когда он шел к Хитклиффу прощаться (ну и посмотреть заново на этот террариум, теперь уже сквозь призму всей этой истории) - я за него боялся. С Хитклиффа сталось бы принести его в жертву (помните - последние кадры в "От заката до рассвета").
И тут вдруг случается второй рояль. Первый хотя бы был нужен для ускоренного нагнетания, а второй исключительно для чудесного спасения. Ни за что, ничьими заслугами - Хитклифф вдруг начинает сильно галлюционировать (хотя рассказывает, что всю дорогу так мучился - скучая по своей погибшей возлюбленной), ну и там заканчивается. И сразу все такие мирные, добрые, хорошие. В общем, мы за них рады, но выглядит неестественно. Возможно, редактор заставил подшить хэппи-энд.
Однако если бы я писал сочинение по этому роману, то писал бы его не про одного из этих Буэндиа, а вовсе даже про Элейн Дин. Казалось бы, скромную рассказчицу. В ее исполнении вся эта история называется "ох уж эти дети". И действительно - она взрастила большую часть действующих лиц, она всех их за что-то шпыняла и местами поддерживала, именно она временами передавала, а временами не передавала какие-то послания - и надо сказать - я думаю, что это она во многом виновата. Сама себя она оправдывает, но реально она та сила, что вечно хочет блага, а совершает зло.

И вот еще что - дольше всех в романе живут те, кто занимается физическим трудом. А изнеженные господа, сидящие у камина и читающие книжки, мрут один за другим. Это, видимо, и есть главная мораль книги.

leonard_review, книги

Previous post Next post
Up