Ещё раз о пороках грузин .

Sep 28, 2013 17:01

Не перестаю восхищаться книгами и статьями прошлых веков ,где в подробностях описан быт картвелов  .Материалы эти напрочь лишены толерантности советских времен ,в этом их ценность ) Спустя 150 лет как видно многое не изменилось  внутри нас :


До сихъ поръ мы разсматривали жизнь туземцевъ съ одной хорошей стороны, не касаясь дурной; но, къ сожалению, здесь, какъ и везде, кроются многие, весьма непростительные, пороки. Самый главный и обили всемъ порокъ-ужасная лень, возмутительное отсутствие желания трудиться и быть полезнымъ себе и обществу. Действительно, крестьяне считаютъ обязанностью работать только четыре дня въ неделю: пятница празднуется, потому что это базарный день, воскресенье-по обычаю христианскому, а суббота-вероятно потому, что она стоить между двумя праздничными днями. Мужикъ издалека тащится въ городъ и несетъ съ собою одну курицу или небольшой пучокъ чалы; придя на базаръ, онъ прехладнокровно прошатается целое утро съ своимъ ничтожнымъ товаромъ и сбудетъ его за безценокъ. Вы думаете, онъ не понимаетъ, что даже и выгодная продажа принесеннаго имъ товара не стоитъ такой прогулки; напротивъ, ему это очень хорошо известно: но, по свойственному ему бездействию .онъ не хочетъ допустить и мысли серьезно заняться торгомъ. Здешние мужики по большей части ходятъ въ городъ не за темъ, чтобъ сбывать сельския произведения, а для развлечешя отъ скуки и изъ желания покалякать о новостяхъ; отправляясь туда, они только для виду захватятъ съ собою какую-нибудь несчастную курицу, о которой потомъ вовсе не заботятся. Впрочемъ, земля здесь такъ благодатна, край такъ мало образованъ, что подобная лень теперь еще терпится.?

Европейцы имеретины и азияты мингрельцы :

Ежели мы станемъ сравнивать между собою обитателей Кутаисской губерши, то, несмотря на кажущееся между ними сходство, заметимъ и ощутительную разницу; такъ напримеръ Имеретины откровеннее, простодушнее Мингрельцевъ, въ характере которыхъ встречается более хитрости. Первые обладаютъ спокойною, разсудительною храбростью, скорее похожею на европейскую; вторые же Азиятцы въ полномъ смысле этого слова. Самые способные къ войне-Гурийцы, которые всегда сражаются пешкомъ. Будучи ловки, сильны, неутомимы, довольствуясь пищею въ самомъ умеренномъ количестве, они образуютъ изъ себя отличную легкую пехоту, неоцененную въ этихъ лесистыхъ и неровныхъ местностяхъ. Гурийцы слывутъ ходоками и не было примера, чтобъ они, во время перехода когда-нибудь отстали отъ кавалерии. Объ этой ихъ способности я весьма много слышалъ въ крае, не считая того, что и мне иногда приходилось видеть поразительные примеры скороходства. Князь Г... разказывалъ мне, что у него былъ человъкъ, который въ 36 часовъ ходилъ пбшкомъ изъ Озургетъ въ Кутаисъ, и обратно. Правда, что онъ для своего путешествия избиралъ кратчайшую дорогу; но все таки это составить взадъ и впередъ около ста пятидесяти верстъ. Я бы конечно этому не поверилъ, еслибъ самому не случалось видеть нечто въ этомъ роде.....

Гурийцы контрабандисты и мингрельцы  конокрады :

Но есть пороки, более непростительные и которые, несмотря на всё старания правительства, никакъ не могутъ вывестись. Къ нимъ принадлежать: контрабанда въ Гурии и конокрадство въ Мингрелии. Оба эти промысла считаются туземцами молодечествомъ и нимало не преследуются общественнымъ мнешемъ. Въ Мингрелии, напримеръ, кражею лошадей занимаются даже некоторые изъ дворянъ. Подкараулить табунъ, выбрать ночку потемнее и, воспользовавшись оплошностью табунщиковъ, выхватить оттуда несколько лошадей-такие подвиги, которыми не постыдится похвастать и дворянинъ. Во время движения гурийскаго отряда въ Кобулетский санджакъ, весною 1855 года, на ночлеге въ окрестностяхъ Озургетъ, вся конная милиция  отряда, составленная изъ Имеретинъ и Мингрельцевъ, была расположена по реке Набаде. Человекъ пять Мингрельцевъ, самыхъ отчаянныхъ конокрадовъ , решились воспользоваться удобнымъ случаемъ и увести у Имеретинъ несколько лошадей. Но къ счастию, виновники были схвачены на месте преступления, и вознегодовавшие Имеретины вознамерились наказать ихъ по-своему. Пойманные Мингрельцы были раздеты до-нага, и сквозь связанныя руки и ноги каждаго была продета довольно толстая и длинная палка, посадивши ихъ на этотъ особаго рода вертелъ, Имеретины каждаго изъ конокрадовъ повернули по нескольку разъ надъ пылающимъ костромъ. Несчастные, съ поджаренными спинами, опрометью бежали изъ отряда домой, и после того, конечно, целую жизнь не придетъ имъ въ голову мысль-еще разъ рискнуть на подобное воровство!

Религия и дикие обычаи сванов .

Причину упадка християнства надо искать въ томъ, что все религиозные обряды совершались на чуждомъ для Сванетовъ грузинскомъ языке, и самыя книги были писаны на нем.

Какъ новое доказательство, что въ Сванетш еще и теперь Уцелели следы христианской религии, можно привести и то, что туземцы чтятъ нъкоторыхъ изъ святыхъ православной церкви, какъ нанримеръ Св. Георпя, Св. Михаила Архангела и Пресвятую Д*ву, и соблюдаютъ некоторые изъ праздниковъ, какъто: Рождество Христово, Св*тлое Воскресенье и Успеше Богородицы. Вообще же можно сказать, что распространеше христ1янства не встретить въ Сванетш сопротивлешя и лучше всякаго оружия  обуздаетъ этотъ дик[й край. Доказательствомъ могутъ служить действия  священника Гульбани, природнаго Сванета. Гульбани получилъ воспиташе въ Тифлисской семинарш , былъ рукоположенъ въ священники и въ этомъ качестве отправился на родину. Одаренный редкимъ умомъ, одушевленный шаменнымъ рвениемъ, онъ горячо принялся за дело обращешя своихъ соотечественниковъ, и имълъ успехъ неожиданный. Въ короткое время и безъ всякаго затруднешя онъ распространилъ свътъ християнства въ обществе Мулахъ, и съ перваго же разу успелъ отклонить новообращенныхъ отъ исполнения одного зверскаго обычая, повсеместно соблюдаемаго въ Сванетии. Обычай этотъ состоитъ въ томъ, что туземцы, по недостатку земли опасаясь размножения народа, убиваютъ младенцевъ женскаго пола, если въ семействе родится ихъ более одного или двухъ; для этого они набиваютъ ребенку въ ротъ золы, и тотъ задыхается. Подобное варварское обыкновение , напоминающее отчасти республику Платона, СВАНЕТЫ   оправдываютъ еще и тбмъ, что, по ихъ понятиямъ, тотъ народъ , где разводится много женщинъ - дурной народъ , не стояипй никакого внимания. Затемъ всякая новорожденная девочка, которой  признано нужнымъ сохранить жизнь, отъ колыбели назначается въ невесты какому-нибудь восьмнадцати-летнему парню, который и женится на ней по достижении ея совершеннолетия. Впрочемъ, надо сказать, что туземцы не слишкомъ любятъ брачную жизнь, и въ Сванетии много встречается холостыхъ стариковъ.

Грузия, картвелы, история грузии

Previous post Next post
Up