Несмотря на то ,что первые упоминания о распространении христианства среди абхазов относится ко времени великого императора Юстиниана,они в протяжении всей последующей истории вплоть до конца 19 века были в массе своей язычниками.Корни христианство пустило лишь среди высшего сословия,тогда как народ оставался верным традиционным языческим обрядам,которые в зависимости от времени переплетались с христианскими и мусульманскими традициями. В своих предыдущих постах я выложил сведения некоторых путешественников ,где они описывали ещё в 17 веке многократные попытки возрождения христианства среди абхазов,к которому прикладывали руку даже православные деятели из Палестины и Сирии (Макарий и Досифей ).Однако ,видимо эти попытки оказали лишь кратковременное воздействие и не могли сломить ситуацию.
После появления Российской империи в Абхазии,когда владетель Абхазии в 1810 году принял покровительство РИ,русские чиновники и власть спустя время вознамерилась возродить среди них любовь и почитание к православию.Уже к середине 19 века эти попытки приобрели организованный характер.Акцент был сделан на привлечение духовных лиц Имеретинского экзархата РПЦ из числа мингрельцев,имеретин и гурийцев распространить христианство среди,увлекшихся исламом,абхазов.Одним из таковых ярких деятелей был Гавриил Кикодзе ,урожденный гуриец,глава Имеретинской епархии.Он неколькой раз на протяжении 1867-1874гг.совершил полный обход Абхазских и самурзаканский приходов и составлял какждый раз путёвые заметки .Из них явствует ,что на протяжении этих лет ему удалось достигнуть значительного успеха в деле рехристианизации абхазов ,целые сёла и хутора были крещены,построены ,а местами и отремонтированы были церкви в этих сёлах.Однако не всё так было гладко...
Замечательно, что в настоящее время некрещенные абхазцы сосредоточиваются вокруг г. Сухума. Казалось бы, что близкое сношение окрестных жителей с городом, имеющим христианское население, должно было бы скорее склонить их к христианству, а выходит наоборот. Думают, что число некрещенных абхазцев простирается до 12-15 т. душ.Нужно здесь же упомянуть, что в большой общине Акапа, расположенной к северо-востоку от Сухума, в верстах пятнадцати, до нынешняго года не было ни одного христианина. В начале же нынешняго года, главный помещик сей общины, с семейством в числе семи душ, изъявил желание креститься. Пользуясь этим случаем, я решился определить и в сей общине постоянным миссионером одного, также абхазскаго уроженца, посвятив его во священника.....
Впрочем, благодаря Бога, в Джгердах, все-таки, есть уже 60-70 душ христиан, которых успел привлечь и окрестить в текущем году иеромонах Афанасий, определенный здесь миссионером, а потому я не теряю еще надежды на обращение и прочих жителей. К большому сожалению, между сим иеромонахом и окружным начальником возникли жалобы и неудовольствия, о чем теперь производится следствие со стороны военнаго начальства. С своей стороны, я принужден был сделать распоряжение о переводе отсюда сего иеромонаха в его прежний, Моквский приход. На место его в Джгерды переведен старый, опытный священник Георгий Ахвледиани. Кроме того, в скором времени будет приступлено здесь к постройке церкви и дома для священника. 27 числа освятил новую церковь в общине Челов. Здесь церковь построил своим иждивением и снабдил ее всем
нужным Очамчирский торговец из мингрельцев, Баркалая. Церковь просторна и прочно выстроена.Все Человцы, еще в предыдущем году, изъявили согласие принять крещение. Несколько времени после того, как они заявили о своем намерении, крещение их продолжалось безпрепятственно; но когда они узнали, что джгердинцы отказались креститься, то и сами поколебались и неохотно стали принимать православие; когда же в начале нынешняго года магометане в Джгердах подали известноепрошание Его Высочеству (с. 288 - Дж. Г.), а потом распространили те ложные слухи, о коих говорено выше, то оставшиеся еще не
крещенными человцы стали явно уклоняться от крещения, так что когда я прибыл сюда, то узнал, что еще до 300 почти душ остаются не крещенными и почти отказываются от крещения,
ссылаясь на пример джгердцев. Эти обстоятельства были причиною того, что по окончании литургии говорил я человцам
слово с горечью и негодованием. Напомнив им, сначала, что в
прошлом году они сами добровольно изъявили все до единаго
желание принять православие и просили оставить в прежней
вере только до 25 стариков, а теперь я слышу и вижу, что они
поколебались, так что несколько сотен из них уклоняются от
крещения, а крестившиеся как будто раскаяваются:» от чего это
произошло, спрашивал я их? Или вас насильно кто-либо хватал
за бороду и тащил к воде? Когда вы пришли к реке и вас
разставили для крещения, я нарочно наблюдал за вами и не
заметил в вас никакого принуждения, никакой досады; напротив, вы смеялись и шутили между собою. Хотя смеяться и разговаривать в то время было не прилично, но я почти
радовался этому, ибо из этого я видел ясно, что вы были в
хорошем расположении духа. Что же произошло такого, чтобы
поколебать вас? Вы все ссылаетесь на джгердцев, но почему же
вы должны учиться у джгердцев, а не джгердцы у вас? Чем
хуже ваша община Джгердской? Не более ли будет чести для
вас, когда вы будете их учить, а не обратно...Нет! все это
произошло от того, что вы люди жалкие, непостоянные и
безхарактерные, или лучше сказать, вы настоящие дети, которых
всякий может обманывать и увлекать куда хочет...Вы посрамили
меня! что скажут люди теперь, услыхавши про ваше непостоянство? - Не подумают ли, что я обманом, либо силою
вас крестил? Да и в чем же, наконец, вы раскаеваетесь и от
чего колеблетесь? Что с вами произошло худаго? Неужели худо
то, что вы, бывшие доселе, подобно безсловесным животным, без
веры, без Бога, без молитвы и молитвеннаго дома, начинаете
приучаться веровать, молиться, исправлять свои проступки? Или
то худо, что без всяких хлопот и издержек с вашей стороны
построена для вас эта церковь одним добрым усердным
христианином, и что от сего дня у вас будет?.....
Как видим ,в некоторых частях Абхазии ислам уже укоренился и жители неохотно принимали христианство,зачастую даже упорно этому противились.Таковыми была Гумская Абхазия за исключением Дранд ,Анухвинская и Эшерская общины,а также Джгердинцы и Чиловцы Абжуйской Абхазии.Но давно ли укрепился к тому времени ислам в Абхазии?
К утешению, гупцы гораздо надежнее и разумнее человцев по отношению к христианской вере. Это происходит отчасти от близости сей общины к Самурзакани. Гупцы большею частью и говорят, подобно самурзаканцам, по мингрельски, и все сношения имеют и роднятся большею частью с самурзаканцами. В этой общине уже мало некрещеных. Здесь я видел и знаменитаго старика Джамлета Маршания , которому, по его словам, теперь 103 года; он доселе бодр и долго может ездить верхом. Я был рад видеть его, потому что давно желал спросить его о двух
предметах, которые не лишены значения для интересов
православия в крае.Во - первых, были ли в Абхазии мечети, лет, например, за 80, когда ему было 20 лет от роду? Он отвечал, что тогда во всей Абхазии было только две мечети- на берегу моря в Келасури и в Сухуме. В деревнях мечетей вовсе не было и никто не думал их строить, хотя никто не помешал бы тому. Во -вторых, было ли в то время, т.-е. лет за 80 пред с ним, распространено магометанство в Абхазии? На это он отвечал, что его однофамильцы назывались и считали себя магометанами, но простой народ считал себя христианами, хотя,
прибавил он, ни те ни другие не были ни истиные христиане,
ни магометане. Вот замечательное свидетельство очевидца,
почтеннаго старца. После этого понятно, как надобно смотреть
на просьбы и стремление джгердцев, ешерцев и других строить
мечети. Если они не думали строить их, когда им никто в том
не мешал, то очевидно, что нынешнее их желание есть искусственное, внушаемое им в видах политических.Прощаясь после обеда с гостеприимным хозяином М. Маршания, я намеренно при всех громко сказал ему, что многие в Абхазии разочаровали меня своим непостоянным характером, но на него надеюсь, как на солиднаго, твердаго и честнаго человека, и что при его содействии обращенные гупцы
будут лучше других, будут радовать меня своим усердием и
постоянством. Князь Салибей Анчабадзе был тут же и не мог
не понять, на кого я намекал.К вечеру того же 26 числа прибыли в последний абхазский приход Ткварчели ....
Т.е. исламизация Абхазии приняла интенсивные черты уже после водворения в крае русских. Усилия по насаждению среди абхазов христианства имели свои положительные плоды .Главным образом сие обстоятельство позволило бОльшей части абхазов невыселиться в 1878 году после очередной русско-турецкой войны.Если посмотреть на географию выселенцев,то не трудно заметить что именно та часть Абхазии,не принявшая христианство более всего пострадала.Выселились все сёла от Эшеры до Дранд,а также Джгердинская,Чиловская и Анухвинская общины сильно поредели .