Грузия в 17 столетии в изображении антиохийского патриарха Макария . Принятие Христианства.

Feb 21, 2017 14:07

Продолжаю выкладывать отрывки из повествования антиохийского патриарха Макария о быте,жизни и истории Грузии,описанного им во время его пребывания в Грузии в 1664-1666гг. Как грузины стали христианами .Зависимость Грузии от Антиохийского патриархата.

Принятіе грузинскимъ народомъ христіанства.

Краткое повѣствованіе объ обстоятельствахъ принятія грузинскимъ народомъ христіанской вѣры и о томъ, что въ началѣ (грузинская церковь) находилась въ зависимости отъ
антіохійскаго патріарха, по потомъ сдѣлалась автокефальной, выбравъ себѣ ( самостоятельнаго католикоса). , Знай, что еще въ самомъ началѣ ( христіанства) къ грузинамъ пришелъ апостолъ Андрей и просвѣтилъ ихъ христіанской вѣрой и святымъ крещеніемъ : но спустя много времени послѣ этого они опять вернулись къ своему певѣрію и лишь много времени спустя они вторично приняли христіанство черезъ одну, случайно попавшуюся къ нимъ плѣнницу, по имени Нина , и вслѣдствіе многочисленныхъ чудесъ, сдѣланныхъ ею среди нихъ. Она именно исцѣлила много больныхъ, между которыми была и грузинская царица, страдавшая неисцѣлимой болѣзнью. Отказавшись принять отъ царицы многочисленные подарки, предложенные ей, св. Нина посовѣтовала ей лучше принять крещеніе со своимъ мужемъ Миріаномъ и всѣмъ грузинскимъ народомъ. Царица охотно


послушалась святой н посовѣтовала также своему мужу отречься отъ своего невѣрія и увѣровать во Христа. Но царь отвергъ это предложеніе, вслѣдствіе чего онъ лишился своего зрѣнія и вынужденъ былъ призвать къ себѣ св. Нину и дать ей обѣщаніе, что какъ онъ, такъ и весь его народъ примутъ Христiанство (если только она возвратитъ ему зрѣніе ). Послѣ этого, св. Нина дѣйствительно возвратила ему зрѣніе и приказала ему отправить посольство къ тогдашнему царю Константину Великому, которое познакомило бы его съ состояніемъ грузинскаго народа и попросило бы его послать въ Грузію архіерея для крещенія народа и фанакомленія его съ основными положеніями христіанской религіи. Грузинскій царь такъ и поступилъ. Что же касается Константина (Великаго), то эта вѣсть сильно его обрадовала и онъ приказалъ антіохійскому патріарху Евстафію отправиться къ грузинамъ и окрестить ихъ, такъ какъ Грузія входила въ составъ его патріархата. И дѣйствительно, патр. Евстафій лично отправился 1) въ Грузію, окрестилъ всѣхъ грузинъ, выстроилъ имъ церкви и освятилъ ихъ , и посвятилъ для нихъ священниковъ и діаконовъ. За это (грузинскій) царь подарилъ ему тысячу деревень съ тѣмъ, чтобы ежегодный доходъ съ нихъ расходовался на приготовленіе божественнаго мура, который одинъ только антіохійскій патріархъ имѣлъ право варить, а затѣмъ разсылать по всему міру. (Исполнивъ свою миссію). патріархъ Евстаѳій возвратился изъ Грузіи (въ Антіохію). Начиная съ этого времени грузины ежегодно посылали антіохійскимъ патріархамъ тысячу динаровъ - доходы съ вышеупомянутыхъ деревень, и это продолжалось до царствования египетскаго царя Хакима-бн-Амриллаха ,царствовавшаго въ началѣ пятаго мус. вѣка (996-1021). По приказанію этого царя былъ тогда посланъ въ Константинополь Орестій, патріархъ іерусалимскій. для заключенія мира между нимъ и византійцами. Когда названный патріархъ проѣзжалъ черезъ Антіохію, тогдашній антiохийскій патріархъ Іоаннъ (987-1011) подарилъ ему ради спасенія своей души вышеуказанную тысячу динаровъ, разрѣшивъ ему взимать ихъ (ежегодно) съ грузинъ, но съ тѣмъ, чтобы судъ и власть (надъ грузинской церковью) оставались по прежнему за антіохійскимъ патріархомъ . Дѣло въ томъ, что всегда было принято, чтобы по смерти того или другого грузинскаго архіерея (католикоса), царь и епископы грузинскіе, выбравъ кого- либо другого, посылали его для посвященія къ антіохійскому патріарху.Этотъ обычай продолжался до самаго завоеванія Антіохіи и другихъ (сирійскихъ) городовъ мусульманами. сорокъ лѣтъ оставалась безъ патріарха. По истеченіи же этого времени антіохійскимъ патріархомъ сдѣлался благочестивый Стефанъ (740-744), а послѣ него-эдесскій священникъ Ѳеофилактъ (744-750). Во дни этого патріарха Давидъ, царь абхазскій, послалъ въ Антіохію для рукоположенія во епископы много лицъ; но дорогой напали на нихъ разбойники, отняли у нихъ всѣ подарки и убили всѣхъ, за исключеніемъ только двухъ, которые, убѣжавъ отъ разбойниковъ, прибыли въ Антіохію и сообщили упомянутому патріарху Ѳеофилакту о постигшихъ ихъ и ихъ товарищей на пути несчастіяхъ.Они же сообщили также, что ихъ страна (Абхазія) сильно страдаетъ отъ неимѣнія такого лица, который бы рукополагалъ для нея епископовъ.Поэтому поводу патріархомъ Ѳеофилактомъ былъ созванъ соборъ изъ большинства архіереевъ антіохійскаго патріархата, на которомъ было постановлено рукоположить для нихъ (абхазцевъ?) самостоятельнаго католикоса, который бы рукополагалъ у себя архіереевъ для (абхазскаго) народа, но съ тѣмъ, чтобы онъ продолжалъ поминать при богослуженіи антіохійскаго патріарха. (На этомъ соборѣ было также постановлено), чтобы антіохійскій патріархъ ежегодно посылалъ въ Грузію экзарха для изслѣдованія проступковъ архіереевъ и архонтовъ и взыманія доходовъ съ (пожертвованныхъ) селеній.Обо всемъ этомъ патріархъ вручилъ имъ (двумъ пріѣхавшимъ въ Антіохію абхазцамъ) грамоту; затѣмъ, бросивъ жребій между ними, онъ одного изъ нихъ, по имени Іоаннъ, рукоположилъ ВЪ КАТОЛИКОСЫ съ постояннымъ жительствомъ въ Абхазіи. Это былъ первый католикосъ, назначенный для (абхазцевъ). Рукоположивъ второго изъ абхазцевъ въ епископы, патріархъ отправилъ ихъ обоихъ въ Абхазію. Спустя много времени послѣ этого, а именно когда въ Грузіи начали всходить плевелы еретиковъ. антіохійскій патріархъ Ѳеодоръ (970-975), отправилъ туда для водворенія порядка секретаря Василія. Этотъ же патріархъ разрѣшилъ тогдашнему католикосу Грузіи варить у себя св. муръ, ибо когда многіе священники и монахи начали продавать за большія деньги божественный муръ, который они получали изъ Антіохіи , отцы четвертаго халкидонскаго собора разрѣшили тогда и другимъ патріархамъ варить у себя муръ. Историкъ Евагрій пишетъ, что соборная церковь въ Абхазіи выстроена ( императоромъ) Юстиніаномъ и что при дворѣ этого императора жилъ какой -то абхазецъ, по имени Ефрата, котораго КОстиніанъ послалъ въ Абхазію собрать нѣсколько дѣтей и привезти ихъ въ Константинополь, гдѣ названный гдѣ названный императоръ устроилъ школу для обученія ихъ грамотѣ и разнымъ наукамъ.До принятія абхазцами христіанства римскіе императоры убивали всѣхъ преступниковъ изъ нихъ, но послѣ этого событія Юстиніанъ далъ имъ слово, что отнынѣ онъ никого изъ нихъ не будетъ подвергать смертному наказанію. Изъ этихъ же абхазцевъ состояла внутренняя охрана Юстиніана. И въ послѣнее еще католикосъ Іоаннъ послалъ въ Константинополь нѣсколько священниковъ и діаконовъ для полученія тамъ религіознаго воспитанія и ознакомленія съ науками.

Абхазия, Макарий, церковь, История Грузии

Previous post Next post
Up