Грузия в 17 столетии в изображении антиохийского патриарха Макария

Feb 17, 2017 21:56

Патриарх антиохийский Макарий совершил 2 путешествия в Москву,первое из них пролегало через Валахию,Украину,а второе через Грузию . Во время путешествий он писал записи,которые были изданы спустя годы после его смерти на сирийском диалекте арабского языка,так как он был араб-христианин из Алеппо(Халеб).Рукопись,касающаяся его первой поездки была вначале 19 века переведена на английский,французский языки,а после и на русский. Рукопись же второго путешествия была переведена П.Жузе на русский язык с арабского в начале 20 века.Выпущена в журнале "Православный собеседник"в 1905 году.Вот отрывок из 60-страничного текста:

Надо было видѣть, какъ громадныя толпы народа слѣдовали за нами съ одного мѣста на другое, умоляя насъ окрестить ихъ. Вѣсть о насъ дошла до вышеупомянутыхъ сосѣднихъ съ грузинами племенъ, обитающихъ въ Окружающей горѣ и къ намъ явился предводитель свeнетинцевъ, стодесятилѣтній старикъ, съ многочисленной свитой. Увидѣвъ наше служеніе въ церквахъ и услышавъ наши молитвы и проповѣди, онъ былъ пораженъ, принялъ отъ насъ со всей своей свитой крещеніе и попросилъ насъ поѣхать съ нимъ въ его страну и окрестить все его племя, которое до сихъ поръ подчинено еще грузинамъ.


Эти свeнетинцы имѣютъ двухъ епископовъ: скуралійскаго и джайсaлійскаго, которые, однако, постоянно живутъ въ Грузіи, такъ что они по имени только считаются духовными главами своей паствы, у которой они никогда не бываютъ и, слѣдовательно, никогда и не руководятъ ею. Епископъ скуралійскій сообщилъ мнѣ, что его епархія Свeнетія состоитъ изъ болѣе шестидесяти большихъ селеній, самое меньшее изъ которыхъ имѣетъ четыреста дворовъ, но есть и такія, которыя имѣютъ шесть сотъ дворовъ и болѣе. Въ общемъ названная епархія можетъ выставить двѣнадцать тысячъ ратниковъ. Большинство свeнетинцевъ не крещены за неимѣніемъ руководителя, такъ что только по имени они христіане. Самъ ихъ епископъ говорилъ намъ что онъ во всю свою жизнь ни разу не былъ у нихъ. Тоже самое нужно сказать и оджайсaлійскомъ епископѣ. Двѣ части (Свeнетіи) находятся подъ властью имеретинскаго князя, а другая треть - подъ властью мингрельскаго. Всѣ свeнетинцы, какъ мы уже выше сказали, по имени только христіане, такъ какъ никто ихъ не учитъ и не креститъ; мы же не могли отправиться къ нимъ, чтобы окрестить ихъ и научить христіанской вѣрѣ, такъ какъ все время думали о томъ, какъ бы скорѣе вернуться къ своей паствѣ. _ ХV. Абхазцы, услышавъ о нашемъ прибытіи (въ Грузію) и о нашей проповѣди и нашемъ ученіи, явились къ намъ и приняли отъ насъ крещеніе. Ихъ было двадцать пять человѣкъ и между ними два предводителя, Которые попросили насъ поѣхать къ нимъ и окрестить всѣхъ абхазцевъ, ибо они давно жаждутъ имѣть у себя людей, которые бы ихъ окрестили и научили христіанской вѣрѣ. Эти абхазцы составляютъ въ наше время большую націю и называются Абазами. До недавняго времени всѣ они считались христіанами и у нихъ же находился католикосскій престолъ, который теперь находится въ Имеретіи. Да и до сихъ поръ еще величественная церковъ апостола Андрея, черезъ котораго они приняли христіанство, находится въ ихъ странѣ и весьма почитается ими.Въ наше время лишь немногіе изъ нихъ умѣютъ перекреститься и дѣлать земные поклоны, (большинство же ихъ и этого не знаютъ), такъ какъ у нихъ нѣтъ священниковъ и никто вообще о нихъ не заботится и не учитъ ихъ Въ виду этого я посвятилъ для нихъ новаго мокохскаго (моквскаго?) епископа, представилъ его вышеупомянутымъ представителямъ абхазскаго племени и велѣлъ ему отправиться къ нимъ для обученія ихъ (хр. вѣрѣ) и окрещенія ихъ. Въ такомъ (печальномъ) положеніи находится и вышеупомянутое многочисленное племя твельцевъ, обитающее на сѣверѣ отъ грузинъ, въ Окружающей горѣ, вмѣстѣ съ перечисленными выше шестьнадцатью племенами. Большинство твельцевъ были раньше христіане, но въ настоящее время только 600 дворовъ считаютъ себя таковыми. Они соблюдаютъ одинъ только великій постъ и почитаютъ церкви и иконы, но не имѣютъ ни священниковъ, ни другихъ людей, которые бы учили ихъ и руководили въ дѣлахъ вѣры. Тоже самое нужно сказать и о большинствѣ вышеупомянутыхъ нлеменъ, управляемыхъ отдѣльными правителями, которыя, если бы имѣли такого человѣка,который бы совершалъ у нихъ крещеніе и вообще руководилъ ими, несомнѣнно всѣ приняли бы крещеніе, такъ какъ они весьма близки къ христіанской вѣрѣ. Но (бѣда въ томъ), что никто изъ грузинскихъ епископовъ и священниковъ не посѣщаетъ этихъ племенъ и не руководитъ ими, такъ какъ они заняты междоусобными войнами, оставивъ эти (племена) на произволъ судьбы и безъ всякаго надзора. Мало того, они (груз. епископ. и святц.) даже о своей собственной паствѣ нисколько не заботятся, чѣмъ и объясняется указанное нами выше крайнее невѣжество, до котораго она дошла. Мы же одни чтó можемъ сдѣлать? Развѣ мы могли объѣхать всѣ эти горы и и упомянутыя выше страны и посѣтить обитающія въ нихъ племена, когда всѣ наши думы были у нашей паствы: какъ бы скорѣе вернуться къ ней?Если бы не это обстоятельство, то было бы весьма легко съ Божьей помощью возвратитъ всѣ эти племена къ вѣрѣ во Христа. Увы, какъ много душъ окончательно погибнутъ въ своихъ грѣхахъ!

История Грузии, религия

Previous post Next post
Up