А еще вот... собиралось оно все, собиралось - и вылилось в целый большой пост :)
Это я про свою - страшно сказать - преподавательскую деятельность!
Третий год, так или иначе, но лабораторные веду и со студентами общаюсь. Только этот семестр я на правах полноценного препода, раньше была то магистратура, то совместительство, но какое-то чувство причастности к кафедре было всегда. Мне она нравится, нравятся люди, работающие там. Я радуюсь, когда приношу улыбку на заседания кафедры - лица наших стареньких дядечек светлеют. Мне нравится, что меня там ждут и интересные разговоры, и истории, и байки, и опыт.
А еще мне нравится наблюдать... За всеми подряд - за старшими товарищами, за моими студентами. Они всегда разные, каждый год и каждая группа. Мне больно, что с каждым годом они... не глупее даже... а как-то безразличнее. Пустые глаза, непонимание элементарщины, при этом наглость выше крыши.
Оказывается, нашей трехбалльной системы крайне мало для оценивания знаний. Мало! Потому что в конечном итоге что-то ставить нужно, и я ставлю 3, хотя там и на 2 нет...
- Мне этот институт вообще ни в одно место не вписался! И видел я ваши лабы в гробу в белых тапках!
- Знаешь что, дорогой, сейчас тебя освободить от института я вряд ли смогу, но вот устроить так, что этот семестр у тебя будет последним - запросто!
дальше - тишина и спокойствие.
- Это что за схема?
- колебательный контур
- где его характеристика?
- вот.
- почему резонанс в нуле?
- так получилось.
вечные "так получилось", "программа глючит, можно, мы пойдем домой?", "не знаю".
Сегодня со мной вела девочка-магистр, она только первый сезон на этом поприще. Ей вообще товарищ отколол:
- не хочу я вам эти формулы выводить, мне лениво!
иногда меня начинает трясти. Я беру себя в руки, и очень ровным и тихим голосом объясняю все "по понятиям". Слушаются...
Очень тяжело, но в то же время интересно работать с иностранцами. Сейчас у меня две девочки-азиатки, по-русски говорят плохо, но более-менее понимают. Что-то внутри меня меняется, когда я перестраиваю свои обычные объяснения так, чтобы минимумом слов донести до них смысл работы. И, за секунду до защиты не зная, как и очем их спрашивать, я как-то так строю беседу, что они умудряются показать свои знания предмета.
Жаль, что в этом семестре почти нет тех "светлых голов", с которыми так приятно работать, общение с которыми искупает всю остальную массу балласта. Нет, я не сразу их считаю балластом. Я очень хочу увидеть и знания, и заинтересованность. И не нахожу. Мне очень обидно - да, мы тоже не учили теорию, но у нас было каким-то шиком выкрутиться на защите, проявить смекалку, логику, умение воспользоваться случаем. Был кураж. А у своих я вижу безразличие, иногда откровенную тупость :(
Прошлый семестр. Ужасная бригада, знания на нуле. Чтобы не отправлять их на пересдачу (а заодно и себя - принимать у них ее), даю билет из трех вопросов ПЕРЕД лабой. Говорю, что спрашивать буду ПОСЛЕ. Итого имеем: 3 часа времени, билет с тремя вопросами, лекции, учебники, помощь товарищей в неограниченном количестве. Результат - не сдали!!! То есть вообще ни на один вопрос не ответили!!!
Когда в следующем семестре я доберусь до курса, где буду вести и семинары, и лабы, я развернусь :) Предзащита, выполнение, защита - все будет у меня по полной программе. Вот только научиться бы еще их выгонять и не жалеть...