На этой неделе у рижан была возможность уподобиться Мадонне и почтить своим вниманием балет всемирно известного Бориса Эйфмана «ОНЕГИНЪ. Online». Балеты Эйфмана могут нравится или не нравится, но что они завораживают и интригуют - бесспорно. Несколько лет назад в Риге показывали другой балет Эйфмана - «Анна Каренина», с которого и началось мое знакомство с творчеством этого неординарного хореографа. И вот теперь Онегин... впечатления от новинки несколько путаные, т.к балет мешал воспринимать... Майкл Джексон. Казалось бы - а Майкл-то каким боком? Терпение - обо всем по порядку...
Балет Эйфмана - это всегда современная и очень-очень страстная хореография с легкой сумашедчинкой плюс совершенно нестандартный взгляд на классику. Балет «ОНЕГИНЪ. Online» - не исключение. Действие разворачивается в начале 90-х. Пока танки идут по улицам Москвы, Онегин, начинающий бизнесмен в малиновом пиджаке, Ленский, студент и их приятель-десантник, соображают на троих. Десантник с попойки уходит на баррикады, где во время борьбы терят зрение, а Онегин с Ленским удирают в деревню к селянкам. Одна из них, Ольга, судя по весьма эротичной хореографии давно знакома с Ленским. Татьяна же этакая тютя с косой и книгой у которой, тем не менее, не произвольно раздвигаюся ножки при виде подпитого Ленского.
Музыка - смесь Чайковкого и современного рока. Балы и именины заменены разбитной тусовкой в ресторане. Дуэль - поножовщиной в ресторане же. Дружба Ленского и Онегена несколько ближе, чем задумывалось Пушкиным, причем даже смерть не разлучает их - дух Ленского приходит весьма двусмысленно потанцевать с Онегиным. Ольга уж очень раскована и сексульно активна для девушки из деревни. Письмо Татьяны зачитываются вслух, а наиболее важные моменты обозначаются ... раздвигающимися ногами.
Все что касается изображения страсти между кем бы-то ни было - это поставлено и исполнено виртуозно! Балетные и танцевальные па, темпераментно переходящие в какие-то запредельные акробатические трюки иногда напоминающие цирк дю Солей - это нечто! Как им удается добится такого результата и не переломать себе все кости - за гранью моего понимания. Кроме того, Камасутра просто нервно курит в сторонке...
Пыталась понять, где же дядя - уж не десантник ли? Но нет - он потом оказался слепым генералом за которого вышла Татьяна. В спектакле много интересных моментов. Когда, прокатывая Татьяну в ванне в окружении стилистов нам показывают, как из девушки из деревни она превращается в светскую львицу. Письмо Онегина и разговор с Татьяной тоже интересно обыграны: Онегин раздваивается - один остается спать за столом, а второй идет объясняться с Татьяной. Очень простые и эффектные декорации и освещение - минимальными средствами удается передать атмосферу той или иной сцены. Концовка, как ни странно, неожиданая и не совсем понятно, что же произошло на самом деле? Где сон, а где явь? В целом спектакль мне понравился, хотя балет «Анна Каренина» мне понравился больше.
Теперь о том, что мешало восприятию.
1) Онегин одет в темно красные брюки, темно красный пиджак и темно красную рубашку. Хорошо еще, что костюм не кожаный... но все равно, для фанов Джексона на этот костюм смотреть мучительно, т.к. в клипе
Blood on the Dance floor Майкл в костюме такого же типа смотрится куда лучше;
2) Очень интересные сцены не складываются в единую картину, т.к. связок почти нет.
3) Сон Татьяны...помните, как у Пушкина?
Еще страшней, еще чуднее:
Вот рак верхом на пауке,
Вот череп на гусиной шее
Вертится в красном колпаке,
Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльями трещит и машет;
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конской топ!
Но что подумала Татьяна,
Когда узнала меж гостей
Того, кто мил и страшен ей,
Героя нашего романа!
Онегин за столом сидит
И в дверь украдкою глядит.
И вот мы видим ее сон. Вроде по Пушкину, только побольше эротики, но.. зомби нак не танцуют уже больше, чем четверть века - со времен выхода
Триллера . При этом на зомби и Онегине костюмы хоть и красные, но безумно напоминают костюмы привидений из другого клипа (вернее мини-фильма) Майкла -
Привидения. Когда на сцене идет вся эта кутерьма с Татьяной, Онегиным и зомби, все время ждешь, что ну вот сейчас будут элементы узнаваемой хореографии или тот самый знаменитый загробный смех...этого, естественно, нет, но «осадок остался» (с)
4) Вставки с кардебалетом в ресторане как-то выбивались из общей хореографии. Элементы рок-н-ролла мне показались там не очень уместными и вообще на реальных танцах танцорам мешала классическая школа, хотелось заменить их на более разбитных танцоров из подтанцовки Джексона, работу которых можно было наблюдать в фильме This is it (или
здесь )
5) дуэль-драка в ресторане и прочие противостояния...ну как же это напоминает Вестсайдскую историю и
Beat it !
Здесь можно посмотреть отрывок из спектакля -
сон Татьяны
Тут -
Школа злословия с балентым критиком Гаевским, который говорит, что балет Эйфмана это секта :)
Здесь сайт
Балета Эйфмана
Оригинал Пушкина читать здесь