Слушание по делу о плагиате «The Girl Is Mine», 1984 год

Feb 04, 2013 08:58

В журнале "Jet" от декабря 84-го года мне попался довольно интересный репортаж со слушания по делу о плагиате, которое было возбуждено против CBS в 84-м году. Утверждалось, что песня «The Girl Is Mine» якобы украдена у другого артиста. Записи свидетельских показаний Майкла в 93-м и 94-м гг. (т.н. Mexico deposition и Dangerous deposition) хорошо известны, но то ведь были далеко не единственные иски, где Майкла пытались обвинить в плагиате чужой музыки. И хотя аудиозаписей с других слушаний не опубликовано, этот репортаж с заседаний 84-го года показался мне стоящим перевода.








Суд постановил, что Майкл Джексон не воровал песню

Майкл Джексон, величайший в мире соло-артист, который однажды рассказал журналу «Jet», что не любит ставить написание песен себе в заслугу, потому что музыку через него пишет Бог, не крал песню «The Girl Is Mine» у белого музыканта. Фрэд Сэнфорд предъявил CBS иск на 5 миллионов долларов, обвиняя Джексона в том, что тот якобы своровал мелодию из его песни «Please Love Me Now».

Присяжные, в числе которых были пять мужчин, (из них один чернокожий), и одна женщина, также признали компанию CBS невиновной в нарушении авторских прав по пятимиллионному иску. Жюри отклонило претензии Сэнфорда, 32-летнего музыканта из Иллинойса, о том, что песня «The Girl Is Mine» Джексона является плагиатом. Вердикт был вынесен после 21 часа совещаний, проходивших в течение трех дней. Джексон, имеющий контракт с лейблом CBS, не являлся ответчиком по делу, но тем не менее дал показания в суде, чтобы защитить свою честь и карьеру.

Адвокат Джексона, Джеймс Кленк, считает, что победой они обязаны ярким, убедительным показаниям певца. «Этот человек - гений, - сказал Кленк после вердикта. - Ему не нужны ничьи чужие песни. Его собственные слова стали ключевыми». Уэсли Роджерс, 57-летний житель Чикаго, единственный чернокожий присяжный, согласился с Кленком: «Его объяснения показали, что он прекрасно может сочинять свои собственные песни».

Во время судебного процесса застенчивый артист вошел в зал заседаний через черный ход. Он был одет в приятного оттенка бежевую рубашку с белым воротником - без галстука и без блестящей перчатки, - солнечно-желтый жилет и черные брюки. Заняв свое место на свидетельской трибуне зала окружного суда Чикаго, Джексон одарил сияющей улыбкой посетителей, коих в маленьком помещении столпилось более сотни. В толпе были и журналисты со всей страны, и любопытствующие наблюдатели, и, конечно, фанаты Майкла Джексона.

Зал притих, и всемирно-известный артист начал свои почти четырехчасовые показания. С заднего ряда, где сидели подростки-фанаты, не раздалось ни одного восторженного писка. Все было тихо, когда Майкл Джексон начал говорить.

Его адвокат Джеймс Кленк спросил:

- Мистер Джексон, каков ваш род занятий?

- Артист, певец, танцор, композитор, актер, - ответил Джексон негромко.

- Сколько песен вы написали? - спросил Кленк. - Расскажите, пожалуйста, присяжным.

- Ой, очень много песен. Я никогда их не считал, - последовал скромный ответ плодовитого композитора.

Затем артист рассказал, как сочинил музыку, которая сделала его альбом Thriller, разошедшийся тиражом в 35 миллионов копий, самым продаваемым альбомом в истории.

- Ну, чаще всего я делаю это так… Все начинается с мелодии, затем я начинаю с ударных, а оттуда перехожу к гитаре и басу. Например, если взять песню «Beat It» (с альбома Thriller)… Я знал, что хотел в ней сильную ударную партию, звучание африканских барабанов, - он продемонстрировал звук, постучав пальцами по свидетельской трибуне. - Оттуда выросла партия гитары, - сказал он, пропев звук гитары: «дэнг- дэнг-дэнг-дэнг». - Таким образом ты оркеструешь все партии, а потом зовешь музыкантов и говоришь им, что играть, - объяснил он.

Джексон сказал присяжным, что не пишет и не читает музыку с листа, а вместо этого напевает песни на диктофон.

- Я записываю их на диктофон, то есть голосом пою на пленку - так все и получается, - заявил он.

Очевидно удивленный таким утверждением, адвокат Сэнфорда Джерольд Джейковер спросил Джексона на перекрестном допросе:

- То есть если я дам вам нотный лист, вы не сможете сыграть это произведение на фортепиано?

Джексон: Нет.

Джейковер: А на каком-либо другом инструменте вы сможете сыграть произведение с листа?

Джексон: Я могу сыграть аккорды - те два аккорда, - но в процессе сочинения песни я не читаю нотную грамоту.

Джейковер позже спросил:

- Если бы я дал вам нотный лист к песне, которой вы никогда раньше не слышали, вы смогли бы спеть ее с листа?

- Нет, - ответил Джексон.

Во время дачи показаний Джексона, известного своей застенчивостью, попросили говорить громче.

- Хорошо, я стараюсь, - ответил он вежливо.

- А теперь, мистер Джексон, - обратился к нему Кленк, - я хочу, чтобы вы рассказали присяжным, кто написал «The Girl Is Mine».

- Я написал «The Girl Is Mine», - ответил певец уверенно, тихим, но ясным голосом. Он вспомнил, как продюсер Куинси Джонс, который также давал показания по делу, поощрял его написать популярную песню:

- Все началось с того, что Куинси Джонс, попросил меня написать песню о двух ребятах, повздоривших из-за девушки. Я задумался над этим и сочинил песню «The Girl Is Mine», - объяснил Джексон.

Затем он рассказал внимательно слушавшим зрителям о том, как пришло вдохновение на написание песни:

- Я проснулся с этой песней в голове, взял диктофон и напел ее на диктофон - напел именно так, как слышал мысленно, начиная с мелодии, потом клавишные, и гитару, и все остальное. То есть просто голосом записал на пленку.

Кленк проиграл запись того, как Джексон сочиняет песню. «Позвольте песне родиться самой, - говорит Джексон в записи. - Позвольте ей самой подсказать вам путь».

Удивительные показания Джексона превратились в урок по композиторскому мастерству и на мгновение приоткрыли собравшимся зрителям сущность творческой личности артиста. Хотя он застенчив и вежлив, но он также уверен в себе, своем таланте, своей музыке и своем блестящем деловом чутье.

- Песни - это духовная материя, - сказал он присяжным. - Они рождаются сами, будто ты и не при чем, будто они уже где-то существуют. Это очень одухотворенный процесс. Это напоминает мне историю писателя по имени Фрэнк Баум, который написал «Волшебника в стране Оз», - продолжил Джексон. - Он рассказывал, как однажды читал книжку своим внукам, и к нему пришла идея. Он побежал наверх и написал историю о «Стране Оз». Он сказал, что она появилась на бумаге так, будто ручка двигалась сама по себе. Это просто произошло само. Когда я прочитал об этом, я подумал, что точно так же пишу свои песни, - поделился Джексон. - Это вот такой одухотворенный процесс.

Он вспомнил, что записал демо-версию мелодии в студии Allen Zentz в Лос-Анджелесе.

- Я хотел получить хорошо звучащую, качественную запись, а чтобы хорошо записать струнные, нужны хорошие деревянные полы и хороший потолок, поэтому я решил сделать запись в Allen Zentz.

Джексон сказал, что не слышал песню Сэнфорда до того, как записал «The Girl Is Mine».

- Вы когда-нибудь слышали песню «Please Love Me Now»? - спросил Кленк у артиста.

Джексон: Да.

Кленк: И когда вы услышали эту песню?

Джексон: Недавно.

Кленк: Это было после возбуждения данного иска?

Джексон: Да, после возбуждения иска.

Кленк: Вы когда-нибудь слышали эту песню до возбуждения данного иска?

Джексон: Нет.

Джексон сказал, что на сессию записи песни в студии Westlake в Лос-Анджелесе Пол Маккартни прибыл с личной съемочной группой, чтобы записать историческую сессию.

- Он снял на пленку большую часть сессии, - сказал Джексон присяжным. - У него там были операторы, инженеры по освещению - вся съемочная группа. Кристофер Кросс тоже заходил. Дик Кларк приходил, Лайонел Ричи приходил, инженер, Куинси Джонс, моя сестра (Ла Тойя) и моя мать. Посетителей было много, - вспоминал он с улыбкой.

Джексон рассказал, как продюсер Куинси Джонс предложил добавить в песню рэп-секцию:

- Куинси позвонил мне однажды утром и говорит: «Смелли…» Он зовет меня Смелли, - улыбнулся Джексон, когда в зале суда раздались смешки. - Он позвонил мне и сказал: «Смелли, нам надо добавить туда рэп» - чтобы завершить композицию. Я сказал: «О, хорошая идея!».

Кленк проиграл притихшему залу популярную мелодию, которая была продана тиражом 1,3 миллиона копий. Когда тенор Джексона заполнил зал, мать, державшая на коленях своего сына, начала раскачиваться в такт знакомому ритму. Маленькая чернокожая девочка с косичками подняла голову, чтобы разглядеть своего кумира. Джексон время от времени подпевал записи, прищелкивал пальцами, раскачивался вперед и назад, вертясь в кресле, будто зал заседаний на время стал для него сценой.

- Кто написал эту песню? - спросил Кленк, когда запись закончилась.

- Я, - ответил Джексон.

Кленк: Можно ли услышать музыку, использованную в «The Girl Is Mine», в других ваших работах?

Джексон: О да, во многих других песнях… В основном это те же аккорды, которые я использовал во многих… других песнях в прошлом - в песнях, которые написал. «That’s What You Get For Being Polite» - одна из них. Еще примеры: «Why Can’t I Be», «Thank You For Life» - все они построены на тех же аккордах, что и «The Girl Is Mine». Я редко играю на пианино, в основном я сочиняю в уме, - продолжил Джексон. - Когда я подхожу к пианино, я обычно играю два аккорда, которые и продиктовали разные песни, написанные мной в прошлом.

После этого Майкл доказал, что многие его песни имеют схожие аккорды, спев слова «The Girl Is Mine» поверх инструментальной версии «That’s What You Get For Being Polite» (песня вышла в альбоме Destiny в 1978 году). Кленк проиграл и другие песни с похожими аккордами, написанные за последние 10 лет и до сих пор не выпущенные Джексоном. На вопрос, почему Джексон их не выпустил, он объяснил:

- Я пишу постоянно. У меня столько разных песен; потом появляется новая и вытесняет предыдущую. Не то чтобы они были недостаточно хороши для выпуска - я еще собираюсь выпустить их в будущем, - просто меня увлекает новая песня, а потом следующая…

Джексон назвал и другие песни, которые он написал и считает «не менее сильными, а иногда и сильнее, чем материал в альбоме Thriller». Среди них - песня «The Toy».

- Куинси хотел, чтобы я написал песню к фильму «Игрушка» с Ричардом Прайором, но она оказалась слишком близка по времени к выпуску Thriller. Поэтому я отложил ее, но песня написана и я записал ее демо.

Джексон, рано начавший карьеру под лейблом Steel Town, а затем Motown Records, уже показал себя проницательным бизнесменом. В своих показаниях он рассказал о различных предприятиях, включая компании по производству и публикации музыки, общая стоимость которых, по оценкам, превышает 70 миллионов долларов.

- Что это такое, мистер Джексон? - спросил Кленк, передавая ему контракт.

Джексон: Это контракт Винсента Прайса на запись текста к песне «Thriller».

Кленк: Это ваша подпись на последней странице документа?

Джексон: Да.

Кленк: И с кем мистер Прайс заключил этот контракт?

Джексон: С M. J. Productions… Это компания по производству музыки, Michael Jackson Productions Company.

Кленк: А что такое Mijac Music?

Джексон: Это моя компания, держащая права на публикацию музыки.

Кленк: Авторские права на «The Girl Is Mine» принадлежат Mijac Music?

Джексон: Да.

После четырехчасового допроса Джексон немедленно отправился домой в Энчино, штат Калифорния.

статьи, музыка

Previous post Next post
Up