Поскольку это мой первый пост тут, то всем здравствуйте и всех с праздниками! Желаю очень-очень хорошего Нового Года и много приятных сюрпризов под елкой!
Моринен сказала запостить мои размышления о каверах на песни Майкла и о тех эмоциях, что он вкладывал в них, и я подчиняюсь)
Я часто думаю, почему мне так категорически не нравятся каверы песен Майкла. Причем дело не в голосе и не в сравнении, просто песни, которым в исполнении Майкла я верю, у других исполнителей оставляют меня просто равнодушной.
На ответ на этот вопрос меня натолкнул Фрэнк Синатра со своим заявлением, что единственный певец, который поет лучше него самого, это Джексон. Понятное дело, он вряд ли имел ввиду технику пения, просто потому, что их техники были практически противоположны и сравнивать их было бы бессмысленно. Я думаю, он говорил о другом, о том, как Майкл умел вложить в песню правильный набор эмоций.
Я не думаю, что большинство певцов врет, обычно когда люди поют, они все-таки верят в то, что они поют. И чувствовать тоже умеют многие. Но Майкл умел испытывать сложные комбинации эмоций, и при этом был нехилым психологом. Он не просто ощущал, он еще и понимал умом.
Вот, например, Dirty Diana. Переодически ее перепевают, и слушать это невозможно. И вроде бы ж неплохо поют, но все мимо цели. А проблема в том, что они вкладывают в эту песню неправльные эмоции. Это не сексуальная песня. Эта песня не о любви ни в одном из ее проявлений. И поющий ее испытывает не страсть. Он испытывает беспокойство и страх. Страх от понимания той власти, которую над ним имеет эта барышня нетяжелого поведения, которой достаточно лишь прикоснуться к нему, чтоб он забыл все, что ему дорого. И ведь он же понимает, что ей от него надо, что она его тупо использует, и он этого нифига не хочет. Но сделать с собой ничего не может и это его пугает. Майкл отлично передает это состояние ангста и истерии. В "живых" версиях там шло смещение акцента, он пел ее так, как будто именно он сам, а не Диана, проявлял инициативу, но это уже совсем другая обстановка и состояние почти что полубреда, особенно подчеркнутое более быстрым пением куплетов.
Ни в чьем исполнении больше я всей этой гаммы чувсвт не слышу.
Другой пример - Earth Song. Ее любят петь на всяких Фабриках. А я всегда говорила, говорю и буду говорить - дети, не беритесь за нее, потому что кончите цирком. В ней так много пафоса, что единственным человеком, кто мог с ним справиться, был сам автор. Причем все очень старательно вкладывают в нее боль, отчаяние, страдание. И все нормально ровно до концовки, которая у всех звучит хронически пошло. Майкл же ко всем этим эмоциям добавлял совсем немного агрессии. Совсем чуть-чуть ярости. И вдруг эта развесистая пафосная клюква превращается в музыкальный шедевр на все времена.
Недавно где-то слышала Wanna be startin' something в исполнении очередной Фабрики. Спели очень хорошо. Но только песня утратила весь цимус, потому что у Майкла она крайне параноидальна. Это не гимн человека, стремящегося к каким-то достижениям, это не радостная и не счастливая песня. Там текст такой, что Трент Резнор позавидует. Это дикая психоделика. И в этом ее ценность и прелесть.
Неизменно удачными получаются Heal the world, We are the world или You are not alone. Ну правильно, эти песни может спеть любой человек, потому что они для того и писались. Он хотел написать гимны, он их написал. И их прекрасно поют абсолютно все, у кого есть хоть какие-то данные. Но я понимаю, их петь скучно)
Нет, я за то, чтоб его песни пели, конечно же. И как можно больше и чаще. Но только с оригиналом они вряд ли смогут поспорить, чего уж тут говорить. Видимо, этому нельзя научиться, с этим можно только родиться. Особенно учитывая тот факт, как Майкл сам писал в своей биографии, что многие из ситуаций, описанных в его песнях, ему переживать не приходилось. Однако он неизменно знал, как это надо спеть.
Кстати, он умел передовать эти гаммы настроений не только голосом, но и музыкой. Просто пара примеров, хотя так можно было бы разобрать практически каждую из его песен.
Stranger in Moscow невероятно сложна в плане эмоциональной нагрузки. Потому что ее музыка постоянно балансирует на грани полного отчаяния и надежды. Она где-то там, посередине. Я не знаю, как такое можно было написать, как создать такие аранжировки, как так передать эмоции. Но я, слушая ее, все время чувствую себя как под контрастным душем. Вроде вот-вот начнется депрессия, но нет, вдруг появляются светлые оттенки.
Ну и жуткая Morphine. Дикая песня. Шикарная, но страшная. Я слышала много "наркотических" песен от людей, не понаслышке знающих, что такое зависимость. Однако так меня напугать не удавалось никому. Какой-то сумасшедший коктейль из боли, отчаяния, восторженного куража, страха, агрессии и безразличия. Обычно люди, сочиняя песни на подобную тематику, просто вываливают на слушателя все свои эмоции путем малопонятного джэма. Но Майкл в чем-то был мазохистом, видимо. Он довел форму Морфин до совершенства, он сделал ее почти красивой, наверняка потратив на это кучу времени, сил и нервов, многоразово пропустив всю эту дрянь через себя. И этим совершенством она и пугает и привлекает и захватывает одновременно.
P.S. Только что наткнулась на фразу Дженнифер Баттен, гитаристки Майкла. Без комментариев.
"There are a lot of people who sing songs, and then there are the people who are the songs". - Jennifer Batten