Фото: The Observer
Алтарь "Святая Екатерина" ("Ангел предсказывает святой Екатерине Александрийской её мученичество") Якопо Тинторетто, принадлежавший Давиду Боуи, вернулся в Венецию спустя более 200 лет. Это произошло благодаря бельгийскому любителю искусства Марниксу Нерману, который приобрёл картину в 2016 году на посмертной распродаже коллекции культового певца и актёра.
Дэвид Боуи (David Bowie), настоящее имя - Дэвид Роберт Джонс (David Robert Jones), (1947, Брикстон, Ламбет, Лондон, Англия - 2016, Манхэттен, Нью-Йорк, США), - британский рок-певец и автор песен, а также продюсер, звукорежиссёр, художник и актёр. На протяжении пятидесяти лет занимался музыкальным творчеством и часто менял имидж, поэтому его называют "хамелеоном рок-музыки".
Картина была одним из самых первых приобретений Боуи. Он купил её в лондонской галерее Colnaghi в 1987 году. Публика сможет увидеть шедевр во Дворце дожей на выставке произведений фламандских и итальянских старых мастеров из Фламандских коллекций. Многие экспонаты до сих пор прежде не одалживались для показов.
Якопо Тинторетто (1518 или 1519-1594) - Ангел предсказывает святой Екатерине Александрийской её мученичество - 1560-е - Музей Рубенса, Антверпен
Несмотря на то, что Боуи в основном коллекционировал искусство модерна и современных мастеров, он хранил картину Тинторетто до своей смерти в 2016 году, и даже назвал в честь венецианского мастера свой музыкальный лейбл. Нерман приобрёл "Святую Екатерину" за 191 тысяч фунтов стерлингов во время распродажи "Боуи - коллекционер" на Sotheby’s в ноябре прошлого года. Эти торги привлекли в аукционный дом рекордное количество посетителей.
Сразу после покупки Нерман объявил, что произведение будет передано в долгосрочную аренду Дому Рубенса в Антверпене - музею, который любил Боуи. Картина была выставлена на публику в июне, и тогда число посетителей учреждения выросло на треть. Сейчас полотно датируется 1560-1570 годами: технический анализ показал, что оно было создано раньше, чем предполагалось первоначально.
Тинторетто написал картину для церкви Святого Геминиана на площади Сан-Марко в Венеции, где она оставалась до разрушения храма в 1807 году во время наполеоновских войн. Скорее всего, там алтарь Тинторетто видел Питер Пауль Рубенс, а его знаменитый ученик Антонис ван Дейк сделал зарисовку запрестольного образа в 1622 году, когда приезжал в Город на воде. "Святая Екатерина" некоторое время находилась в Галерее Академии во Флоренции, а затем исчезла в частных руках. Вероятнее всего, Венецию она покинула примерно в 1818 году, когда была куплена британским военным.
Тициан Вечеллио (1488/1490-1576) - Папа Александр VI представляет епископа Якопо Пезаро святому Петру - 1511
Алтарь будет демонстрироваться с группой работ фламандских старых мастеров, которые восхищались Тинторетто и находились под его влиянием - в том числе Рубенса, Ван Дейка и Мартена де Воса. В Венецию для участия в этой выставке вернулись также две картины Тициана. Это "Папа Александр VI представляет Якопо Пезаро святому Петру" (1503-1506) из Королевского музея изобразительных искусств в Антверпене, а также "Портрет благородной женщины с дочерью" (около 1550-1560). Считается, что это изображение Милии, возлюбленной художника, и их дочери Эмилии.
Вторая картина возвращается в Венецию впервые за почти 500 лет. Её предоставил в аренду всё тот же Марникс Нерман, купивший портрет за неизвестную сумму в закрытой сделке на Sotheby’s в 2017 году.
Тициан Вечеллио (1488/1490-1576) - Портрет благородной женщины с дочерью - 1540
"Когда я увидел эту картину, у меня перехватило дыхание... Я сказал своей дочери Майе тогда:
"Если мы упустим её, последнее, что ты услышишь от меня на моём смертном одре - это "У нас мог бы быть Тициан"", - признался коллекционер.
Выставка "От Тициана до Рубенса. Шедевры из Фламандских коллекций" проходит во Дворце дожей с 5 сентября 2019-го по 1 марта 2020 года.
Венецианская выставка и возвращенные шедевры