Рекорд посещения выставки работ Брейгеля Старшего в Вене

Jan 31, 2019 13:04



Питер Брейгель Старший - Вавилонская башня - 1563
Музей истории искусств - Вена

Со 2 октября 2018 года по 13 января 2019 в Венском музее истории искусств работала выставка нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего. Она была приурочена к 450-летию со дня его смерти, которое отмечают в 2019 году.

Питер Брейгель Старший, или Мужицкий (около 1525-1569) - важнейший фламандский художник позднего Возрождения и самый известный из всех Брейгелей. Его сыновья - Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель - тоже были живописцами. Брейгель Старший жил и работал в Антверпене, а затем в Брюсселе, где и был похоронен. Брейгель прославился своими пейзажами и жанровыми картинами со множеством персонажей.


На сегодняшний день известно о 40 живописных работах, 60 рисунках и 70 гравюрах Брейгеля. Большую часть сохранившегося наследия художника - около 30 живописных произведений и 60 рисунков и гравюр - показали на выставке в Вене. Такое число работ Брейгеля одновременно в одном месте выставлялось впервые.



Питер Брейгель Старший - рисунок Художник и знаток
Музей Альбертина - Вена

В Венском музее истории искусств и без того находится крупнейшая живописная коллекция Брейгеля в мире - там хранятся 12 его работ из коллекции австрийских Габсбургов (самую знаменитую работу в собрании венского музея - "Вавилонскую башню" - даже называют аллегорией габсбургской монархии).
В Венском музее в первый раз одновременно выставили две версии "Вавилонской башни" Брейгеля Старшего. Одну - из Вены, вторую - из музея Бойманса ван Бенингена в Роттердаме. Доподлинно неизвестно, какая из этих картин была написана первой, но полотно из венского собрания называют "Большой Вавилонской башней", а из роттердамского - "Малой". Еще один вариант того же библейского сюжета в исполнении Брейгеля хранится в Дрезденской картинной галерее.

На втором месте по числу работ Брейгеля Старшего в коллекции - Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе с шестью картинами художника.



Питер Брейгель Старший - Вавилонская башня - около 1563
Музей Бойманса - ван Бёнингена - Роттердам

Работы Брейгеля Старшего для выставки собирали по всему миру: и в музеях, и у частных коллекционеров. Картины и гравюры привезли из Берлина, Вены, Мадрида, Антверпена, Рима, Праги, Лондона и Роттердама. Некоторые полотна не выставлялись в других местах десятками, а то и сотнями лет. В том числе, потому, что многие работы Брейгеля выполнены на деревянных досках, которые со временем становятся все более хрупкими - и сотрудники музеев опасались, что они могут пострадать при транспортировке. Вероятно, поэтому Метрополитен-музей в Нью-Йорке отказался предоставить для венской выставки принадлежащее ему полотно "Жатва" - одно из цикла "Времена года", изначально содержавшего шесть картин.



Питер Брейгель Старший - Жатва - 1565
Музей Метрополитен - Нью-Йорк.

Всего из этой серии сохранилось пять живописных произведений: четыре можно было впервые увидеть выставленными вместе.



Питер Брейгель Старший - Сумрачный день - 1565
Музей истории искусств - Вена



Питер Брейгель Старший - Возвращение стада - 1565
Музей истории искусств - Вена



Питер Брейгель Старший - Сенокос - 1565
Лобковицкий дворец - Прага



Питер Брейгель Старший - Охотники на снегу - 1565
Музей истории искусств - Вена

Венский Музей истории искусств начал готовиться к выставке за шесть лет до её открытия - в 2012 году. Музей начал исследовательский проект, посвященный творчеству Брейгеля Старшего. Все 12 работ из собрания музея заново исследовали при помощи инфракрасного сканирования и рентгеновских лучей - и открыли некоторые до сих пор неизвестные особенности творческого метода Брейгеля. Например, ученые выяснили, что на эскизах картин художник всегда сразу четко прорисовывал контуры человеческих фигур, а затем уже работал над окружающим их пейзажем, часто импровизируя в процессе.

Другие музеи тоже специально готовили свои картины к выставке. Например, мадридский Прадо отреставрировал принадлежащее ему полотно "Триумф смерти", удалив с него многолетний слой желтого лака, которым еще в XX веке картины покрывали для лучшей сохранности.



Питер Брейгель Старший - Триумф смерти - 1562
Прадо - Мадрид

Музей Майер ван ден Берг в Антверпене тоже отреставрировал картину Брейгеля Старшего из своего собрания - "Безумную Грету", изображающую одноименного персонажа фламандского фольклора, вооруженную мечом и сковородой женщину, штурмующую ад.



Питер Брейгель Старший - Безумная Грета - 1562
Музей Майер ван дер Берга - Антверпен

Подводя итоги показа, генеральный директор венского Музея истории искусств Сабина Хааг, сообщила, что это была самая посещаемая выставка за всю историю музея, однако музею стоить расширить выставочные площади для будущих подобных проектов. На Брейгеля билеты продавались через Интернет по системе сеансов, когда в фиксированный временной интервал (в Вене это были 20 минут) в музей запускают определенное количество человек. Если просто поделить количество посетивших выставку зрителей на количество дней, что она шла, то получается примерная посещаемость свыше 4 000 человек в день.



Питер Брейгель Старший - Битва Масленицы и Поста - Питера Брейгеля Старшего
Венский музей истории искусств

Питер Брейгель Старший, Нидерланды, выставка, Австрия, художники, живопись

Previous post Next post
Up