Рембрандт Харменс ван Рейн - Вирсавия с письмом царя Давида - 1654
Голландские и французские исследователи обнаружили секрет, лежащий в основе блестящей и живой техники импасто Рембрандта. Открытие может иметь решающее значение при сохранении картин художника для будущих поколений.
Рембрандт Харменс ван Рейн - Портрет Мартина Солманса - 1634
Команда учёных, анализировавшая материалы, которыми пользовался Рембрандт, обнаружила в красках редкое соединение под названием плумбонакрит (plumbonacrite, от лат. "plumbo" - свинец и "nacre" - перламутр; минерал, содержащий углерод, водород, свинец и кислород). Это вещество до сих пор было идентифицировано только в произведениях искусства XX века и в одной картине Винсента ван Гога. Своё открытие исследователи опубликовали в научном журнале Angewandte Chemie. Эта информация не только жизненно важна для понимания творчества Рембрандта, но и может иметь решающее значение при сохранении и восстановлении его шедевров.
"Мы вообще не ожидали найти этот ингредиент, поскольку старые мастера не использовали его в своих картинах, - пояснил британской газете Daily Mail редакто статьи Виктор Гонсалес из Рейксмузеума в Амстердаме и Технологического университета Дельфта. - Более того, наше исследование показывает, что присутствие материала не случайно или не связано с загрязнением, а является результатом намеренного синтеза".
Для исследования учёные взяли крошечные образцы краски размером менее 0,1 мм с трёх картин Рембрандта - "Портрета Мартина Солманса" (1634) из Рейксмузеума, "Вирсавии" (1654) из Лувра и "Сусанны" (1636) из галереи Маурицхёйс в Гааге.
Используя передовые технологии европейской лаборатории Synchrotron во французском Гренобле, команда идентифицировала химические вещества в образцах.
"Исходя из исторических текстов, мы полагаем, что Рембрандт добавлял в масло оксид свинца или глёт для того, чтобы краска стала пастообразной", - сказал эксперт по консервации Марин Котте.
Рембрандт Харменс ван Рейн - Сусанна - 1634
Следующим шагом должна стать экспертиза других картин Рембрандта и его современников.
"Мы работаем с гипотезой о том, что Рембрандт мог использовать другие рецепты, и именно поэтому будем изучать образцы других его картин, а также произведений других голландских мастеров семнадцатого века, включая Вермеера, Хальса и художников из круга Рембрандта", - сказала Аннелис ван Лон из Рейксмузеума.
В наступившем 2019 году исполняется 350 лет со дня смерти Рембрандта. К этой дате музеи и галереи по всему миру готовят серию выставок, самые масштабные из которых пройдут в Рейксмузеуме. Это учреждение планирует показать зрителям все картины и лучшие образцы гравюр мастера из своей обширной коллекции. Экспозиции такого масштаба не было никогда в истории и вряд ли она когда-нибудь ещё повторится.
Раскрыт секрет великого мастера