Сергей Игнатьев. Ловец тумана

Mar 17, 2013 20:38

Прочёл означенный роман, написанный уважаемым
taipan_poison
Сразу оговорюсь - я не фанат творчества Перумова, но читал его немало: «Кольцо тьмы», «Хранитель Мечей», «Империя превыше всего», «Семь зверей Райлега», соавторское «Не время для драконов»... Больше всего понравилась, пожалуй, «Война мага». Думаю, что определённое влияние на меня творчество Перумова всё-таки оказало.
Ещё оговорюсь: я не в курсе условий проекта. Не знаю, какие ограничения имелись на сеттинг и т.д.
Рецензия - по гамбургскому. Надеюсь на понимание автора - я в основном пройдусь по недостаткам.
Во-первых, по оформлению. Обложка выглядит красиво, но содержит фактическую ошибку - главный герой очков не носит (и если бы носил, при межмировом переходе они бы рассыпались).
Не впечатлила работа корректора: «как-бы», «не спиши», «была именно это человечность»... Это очень бросается в глаза, если учесть, что язык - один из козырей книги. Это рушит магию слова.
Во-вторых, по содержанию. Первые строки приятно впечатляют отличным языком и неприятно - отсутствием экшена. За 18 страниц бомж вручает Севе шар - и всё (ЦА легко может за это время бросить чтение!). Идут переживания главного героя. Их предназначение понятно - надо создать эффект сопереживания. К сожалению, цель не вполне достигается по нескольким причинам. В первую очередь, дело в том, что герой очень уж стандартный. Нет, автор попытался оживить его музыкальными, игровыми и книжными пристрастиями, подмосковной речкой из детства, но этого лично мне этого всё-таки мало. Есть и вторая причина, о ней - ниже. Вообще, первая часть книги («Москва») очень банальна в плане сюжета. Главный герой - неудовлетворённый жизнью офисный планктон, видит сны об ином мире, встречает Любофф, её похищают, ГГ попадает в иной мир. Честно - очень стандартно. И не очень динамично. Сравним с началами известных городских фентези:
Ночной Дозор - ГГ УЖЕ вовлечён в мир магии, начинается с практически боевой - пусть противник просто «воронка» - сцены в метро;
Кракен - похищение кракена, привлекает нестандартностью объекта похищения и главное - уже есть напряжение, некая угроза для ГГ. Шар этого не обеспечивает;
Тайный Город - начало помню плохо, но там точно происходят события.
Позже динамика появляется - но поначалу в ущерб описаниям. Только ближе к середине нашёлся баланс (или я просто привык).
Ещё минус - ГГ - Избранный исключительно в связи с происхождением. Самый стандартный ход.
Не впечатляют диалоги - очень простые, особенно в начале. Простой диалог не увлекает, т. к. персонажи говорят ИМЕННО ТО, ЧТО ОЖИДАЕТ ЧИТАТЕЛЬ. Что увлекает в тексте? Её Величество Неожиданность! А её нет. Можно ведь, не изменяя смысла, поменять фразы на немного более хитро построенные - и через них дополнительно раскрывать персонажей. В этом плане Сапковский хорош, например.
Далее - мне не пришёлся по вкусу рваный ритм повествования. Куски его выброшены из текста и описаны буквально в двух-трёх словах. «Туда» герой добирается за страницу, «обратно» едет пятьдесят. И этот самый рваный ритм убивает сопереживание главному герою напрочь, эта та вторая причина разрушения эффекта сопереживания, о которой я писал выше. Третья - ГГ слишком легко решается на убийство. Это хорошо для героя - обаятельного негодяя, но совершенно омерзительно для прекраснодушной офисной планктонины. Да и вообще - ГГ как-то ВНЕЗАПНО превращается из планктонины в опытного воина. Правда, где-то к середине книги я к ритму привык. Но редкая птица долетит… Ну вы понеле (с)
Происходящее в основном рассказывается, а не показывается. Здесь это - своего рода «фишка», но… Тут работает моя личная вкусовщина, и она не вполне приемлет такой подход.
Что касается логики. Тут всё неплохо, но не идеально. За 5 дней научить офисный планктон настолько хорошо, что он способен охотиться на окрестных тварей? Пусть и слабых - слабые ВСЕГДА умеют либо хорошо прятаться, либо быстро убегать. Не верю. Почему в начале Гирбилин говорит о том, что «счёт идёт на часы», а потом ГГ спокойно странствует по Альтерре годами (ну или хотя бы месяцами уж точно)?
Боевые действия, которые постоянно идут на Альтерре, поначалу выглядят спонтанными и беспричинными. Все против всех, потому что все против всех. На главного героя постоянно «набигают» представители сразу нескольких фракций. Выглядит это как-то неестественно. Хорошо, что потом это объяснилось, но до этого момента опять же надо дочитать. Что делает городская стража Хмарьевска в степи? «Война на юге» не проработана. Ибо в любом крестовом походе должно быть некое ядро. Ведь земли-то, на которых идут боевые действия, кому-то ведь принадлежат? Иначе - зачем за них воевать??? Кто-то организует всю лавочку (IRL церковь, рыцарские ордены). Очень странно, что при наличии в своих рядах магов защитники юга так и не разгадали природу своего противника.
В книгу перекочевали некоторые недостатки, присущие творчеству собственно Перумова. В частности - то, что я называю «синдромом бессмысленного действия». Отсутствие у героя явно выраженной, чёткой и понятной цели, его метания по миру, служащие только для того, чтобы показать мир - это как-то не очень (самый ужас был в «Кольце тьмы» - главные герои страниц пятьсот или даже больше гонялись за Олмером, чтоб его завалить, и всё зафейлили... В своё время - ДИКО выбесило). Это - ни фига не реализм. Это - нарушение внутренней логики повествования, оставляющее у читателя вопрос «А нафига я всё это читал, если это ни к чему не привело???» Конкретно здесь - раздражает экскурсия по маршруту Хмарьевск-Степь-Хмарьевск. Потому что сразу назад. Да и бегство в Степь слабо обосновано. Правда, больше иаких эпизодов в дальнейшем не возникает - и это хорошо. Да и неперумовский объём смягчает ситуацию.
Боевой ПАФОСЪ тоже очень похож на перумовский. Плюс это или минус, сказать сложно. ЦА должно понравиться.
В конце третьей части книги в сюжете таки появляется неожиданность, что немного спасает его от банальности и придаёт драматичности. Но постойте: перепутали (так в тексте) кого-то С ДОЧЕРЬЮ БОССА??? Это как?! Рояли иногда робко выглядывают из кустов. В целом, в сюжете есть «полный комплект»: любовь, дружба, предательство, финальный босс… Комплект, правда, чисто развлекательный. Морально-этическая сторона книга проста как три рубля - Хаос - это плохо, Равновесие - это хорошо. Герои - не картонные, но и не очень запоминающиеся, если честно.
Что понравилось: ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ язык описаний (правда, не везде; кое-где они скупы. И ещё по описаниям - я так думаю, что их лучше по возможности давать через ощущения ГГ, это добавляет сопереживания). Очень хорошие метафоры, аллегории и т. д. Любопытные мелкие детали: извечные комары Хмарьевска, завод клиц-клоков в Степи как источник богатства нуворишей, бронзовый человек... Понравился Аррет (ну я вообще постапокалипсис уважаю). Также доставляют регулярные отсылки. Несколько раз я смеялся - а рассмешить меня - не самая простая задача, вообще говоря. Любопытные рассуждения (о Новом Годе, о Герое и Смерти как его цели) - присутствуют.
Итого: роман вышел неплохой, но не шедевр. Судя по рассказам автора, он может лучше - Le general hiver, Корни, Снежинка Inc., Винтерпанк: Заклинатели снега, Re:generation of Ulysses - имхо шикарнейшие вещи (это из того, что я читал).

анализ текстов

Previous post Next post
Up