"Точка отсчета"

Nov 18, 2010 11:48



Проект по переводу книги Хаяо Миядзаки
продолжается!

Рабочее окружение

Анимация и мультипликационные фильмы

Оглядываясь назад, понимаю, что занимаюсь анимацией уже целых 20 лет. И вот хочу вам рассказать, о чём же я думаю сейчас, когда прошло двадцать лет.

Для моего поколения это было сокровище

Я очень люблю самолёты, поэтому буду говорить, приводя их в пример: мне кажется, что сейчас анимационное кино вступило в эпоху реактивных гигантов Jumbo Jet1.

У анимационного кино тоже была эпоха «до братьев Райт»2, когда приходилось падать, суетливо хлопая крыльями в попытке взлететь, когда постоянно случались всякие неудачи.

И из этого -в основном, конечно, в Америке - родились разнообразные произведения - такие, как «Микки Маус», как «Бетти Буп» - успешные развлекательные зрелища.

Когда анимационное кино входит во вторую стадию, оно демонстрирует невероятное техническое развитие. Такие мультипликационные фильмы - в первую очередь, серию «Глупые симфонии»3 - вполне могли смотреть и взрослые, да что там! Можно сказать, что анимационное кино стало новым жанром. В этот период стали создаваться полнометражные мультфильмы.

В Японии в это время пока ещё не существовало названия «анимационное кино», эти фильмы называли «манга-фильмы», и показывали их не так часто.

Скажем, в течение летних каникул можно было увидеть мультфильм один раз, или во время похода в кино случайно наткнуться на показ короткометражных мультфильмов, которые демонстрировали вместе с другим фильмом. Это могли быть диснеевские «Утенок Дональд» или «Микки Маус». Вот наши отношения с мультипликационным кино в детстве.

Таким образом, для нашего поколения анимационное кино было чем-то редким и очень ценным, это было наше сокровище. И при этом встреча с хорошим фильмом, с интересным, с захватывающим произведением ощущалась как большая удача, словно ты увидел нечто, сверкающее далеко впереди.

А вот теперь можно сказать, что теперь мы оказались в ситуации, когда анимация наводняет всё, словно поток. Мне кажется, что даже если просто сидеть перед телевизором, на тебя льётся безбрежный поток мультипликационных фильмов. Так сказать, эпоха массового потребления анимации.

Я ни в малейшей степени не собираюсь ностальгировать по ушедшим временам, но раньше, когда мы сталкивались с мультипликацией, нам было достаточно обсудить несколько лент.

Скажем, «Старая мельница»4, последний фильм из серии «Глупые симфонии» Диснея. Если находился человек, который его не видел, мы советовали: «Обязательно посмотри». Это ведь новые анимационные эффекты, созданные студией Диснея. Там показывают бурю с помощью движения туч, воды, ветра. Буря налетает на маленькую мельницу, стоящую на холме, а потом проходит - и этот фильм можно назвать вершиной, кульминацией последующих фильмов Диснея.

И полнометражную «Белоснежку» сняли в этой технологии аниматоры Диснея. Когда сейчас смотришь «Белоснежку», так и ощущаешь этот их пыл: хочется сделать это, а можно ещё и вот это. Видна в «Белоснежке» бодрая позиция людей, которые ведут своё произведение к завершению, да и само достижение произведением завершённости тоже там есть.

Кроме этого есть, пожалуй, ещё только французский «Король и птица» и советский «Снежная королева».

Я на студии «Тоэй Дога» делал полнометражные фильмы, но как ни крути, наши фильмы сильно уступают техническому уровню тех фильмов. Такое ощущение, что это зайчишка спотыкается и падает. Когда же мы сможем догнать американские, французские, советские фильмы, или это вообще невозможно - даже это не получалось оценить.

Прежде всего, мы просто не понимали, что нужно сделать, чтобы подняться до кульминационного произведения. Поэтому были, конечно, разные условия: когда слишком мало было времени на работу, когда не хватало денег, но не только: возникало какое-то двойственное сознание того, что, возможно, не хватает и собственного таланта. Разве что наши желания, мечты, как мне кажется, были устремлены куда-то вдаль.

Продолжение следует

1 Прозвище было впервые дано самолёту Боинг-747 по имени слона, жившего в конце 19 века в Лондонском зоопарке.
2 Создатели первого в мире самолёта, совершившие первый в мире управляемый полёт.
3 Silly Symphonies - серия короткометражных мультфильмов студии «Дисней», положенных на классическую музыку.
4 The Old Mill, 1937 г., короткометражный фильм из серии “Silly Syphonies”, в котором впервые была применена т.н. «многоплановая камера», когда при съёмке разные предметы проносят на разном удалении от камеры, что создаёт эффект трёхмерности.

1979-1996: Shuppatsu ten/Отправная точка

Previous post Next post
Up