В середине сентября все же удалось выбраться на
выставку. Я долго сомневалась, стоит ли вести шестилетнего ребенка, все-таки путь от нас неблизкий, да и будет ли ей вообще интересно? Решилась, потому что фильмы студии Джибли ребенок любит, а подобный случай представится еще не скоро. Обе остались очень довольны, и мне захотелось поделиться впечатлениями.
Как и в музее Джибли, билет на выставку нужно было покупать заранее, на определенный сеанс. Я сглупила, выбрав двенадцатичасовой: первый заход в 10, и к 12-ти никто выйти не успевает. С другой стороны, плохо себе представляю, что творилось там в 2 часа дня и тем более к 4-м.
У входа - небольшая очередь. Ждали 10 минут, рассматривая план выставки .
Я заказывала билет с аудио-гидом, но пояснения были не ко всем экспонатам, а в среднем по одному-два эпизода на каждый фильм.
Выставка расположена на двух этажах: на первом по стенам развешены лэйауты, довольно плотно. А в полуподвальном часть залов занята экспозицией, часть - является зоной для фотографирования, кроме того, в большом светлом фойе организованы всякие развлечения для детей и взрослых, и находится сувенирный магазинчик.
Какая публика? В основном, 20-30-летние. Студенты, OL (office ladies - девушки-служащие). Много семейных пар и просто одиноких посетителей за 40. Людей более старшего возраста и семей с детьми почти не было, но это и понятно: воскресенье - не их день.
В первых залах, - довольно тесных, кстати, - столпотворение. В начале, как обычно, все смотрят внимательно каждый рисунок, да и под первым номером идет Наусика, - самый, пожалуй, популярный фильм Миядзаки. Представлено около 40 рисунков, конечно, это лишь крохи того, что было нарисовано.
Интересно, по какому принципу отбирали экспонаты? Отнюдь не все из них - известные сцены. Судя по буклету и комментариям, выбраны были те, по которым видно, как Миядзаки передает движение в кадре, эмоции, взаимодействие фона и переднего плана, как он использует перспективу и искривление объектов для усиления эффекта присутствия. Как жаль, что я не художник и на более профессиональное описание не способна.
Дальше шли Лапута, Тоторо, потом остальные фильмы тандема Такахата-Миядзаки в хронологическом порядке. К Кики был всего один рисунок (!), про остальные было сказано, что они не сохранились. Шедшие за нами ребята-студенты, видимо, предвкушавшие именно Кики, горестно завздыхали.
Могилу светлячков мы проскочили бегом, и то у меня щипало в носу. Фильма я не видела, но с содержанием знакома по отзывам Слышала, как девочка, шедшая за нами, сказала подружке: "Смотрела раз еще в школе, и с тех пор так и не решилась на повторный просмотр."
Порко Россо - опять же, любимый многими фильм, который я тоже еще не видела. У рисунка с Джиной (?) в шляпке - профиль крупным планом - почему-то подумалось, что она - недостижимый идеал Миядзаки :) Кстати, в аудио-гиде что-то говорили о том, как по количеству рисунков можно определить, что скорость самолета Свина была во сколько-то там раз меньше, чем у реактивного самолета в Лапуте. Якобы все очень точно соотносится - мэтр внимателен к мелочам.
Вполуха слушая гида, прошли несколько залов и оказались в помещении, где фоном служили увеличенные лэйауты. Т.к. цвета неяркие, нет полного ощущения, что ты оказался внутри фильма, но нечто похожее присутствует. Фотографировать обычно запрещается, но ни одной таблички вокруг я не заметила, и потому решилась сделать пару снимков без вспышки.
В залах относительно новых фильмов стены были чуть ли не сплошь заклеены рисунками, рассмотреть все подробно я просто не смогла. Да и дочка торопила: "Быстрее, к Понё!"
Среди относительно недавних фильмов подробнее всех был представлен "Унесенные духами" - лэйауты были вывешены не в один ряд по периметру зала, как для более старых фильмов, а сплошь закрывали стены до потолка. Чтобы просмотреть все внимательно наверняка потребовался бы не один час. Мы к этому моменту уже порядком устали, ребенок рвался к Понё, поэтому мне пришлось спешить.
Дальше располагались несколько залов, посвященных самым старым произведениям, т.е. тому периоду, когда Миядзаки еще не был главным режиссером, а лишь одним из участников команды мультипликаторов. Эта часть экспозиции была озаглавлена "Начало системы лэйаутов", и действительно, здесь было видно, насколько менее детальны рисунки в начале - на некоторых лишь едва намечен фон да контуры персонажей.
Большинство этих фильмов мне знакомы лишь по названиям - видела несколько серий Хайди и пару эпизодов из "Хаха о тадзунете..." Дочка вроде бы узнала фильмы, которые мы с ней вместе пока не смотрели, например, "Рыжеволосая Ан". Фильмы из этой серии "Киноклассика для детей" совсем недавно крутили по утрам по одному из каналов, и она тогда смотрела их с удовольствием. Удивилась, что в создании стольких фильмов участвовал один и тот же человек.
Наконец, долгожданная Понё. Рисунков на удивление мало - чувствуется твердая рука маркетолов: хотите смотреть - идите в кино. Ребенок был разочарован. А мне было интересно, что же нас ждет дальше - оставалось еще несколько залов.
В первом демонстрировалось, как "работает" лэйаут: выбраны несколько рисунков к одной сцене, а рядом на экране крутят отрывок из мультфильма, на них основанный. В качестве одного из примеров шла сцена из Наусики, где Наусика в начале фильма вскакивает на свой самолетик, резко разворачивается (крупным планом показан один из моторов) и уносится в левую часть кадра. Табличка рядом разъясняла, на что делался упор при разработке каждого лэйаута к этой сцене, - грубо говоря, что режиссер хотел сказать в каждой сцене и какими средствами он этого достигал.
На соседней стене - один из лэйаутов и много пластмассовых рамок. Предполагается, что посетители будут смотреть в рамки, тем самым "ограничивая кадр" и представляя, как это выглядит на экране.
А дальше был рай для фотографов.
Те же лэйауты, только увеличенные во много раз, высотой выше человеческого роста, позволяли пофантазировать.
Можно было подойти поближе, рассмотреть все детали, влезть в кадр самому без опасности быть пойманным строгой тетенькой с бирочкой на груди.
Почувствовать себя Ситой
Или полюбоваться на Мононоке в натуральную величину.
Вот такие Тоторята украшали стены:
Любой желающий мог попробовать себя в роли Большого Тоторо.
Из этого зала мы попали в громадное фойе, где были опять же организованы всякие завлекалочки для детей и фотографирующих их взрослых.
У Понё стояла очередь из желающих сфотографироваться с Зеленым ведром:
На животе у Тоторо ложились дружной японской семьей (обратите внимание на стену):
И, наконец, апофеоз: изобрази свою собственную Маккуро-куроске и прилепи ее к стене:
Стена, вдоль которой стоит очередь к животу Тоторо, усыпана Саженками. И все такие разные, не оторвешься!
От них меня увела дочка, сама я могла бы простоять довольно долго. Отправились же мы в сувенирный магазин - непременный атрибут любой выставки. Ох, чего там только не было!
Давно я не видела такой очереди. На очень небольшой площади был представлен чуть ли не полный ассортимент сувенирного магазина музея Джибли.
Одна часть была отдана под книги: полный комплект Наусики, издания по всем фильмам (артбуки, адаптированные издания для детей и проч.), критическая литература. Цены, кстати, были абсолютно такие же, как в обычных магазинах.
Книжка по мультфильму Записная книжка-ежедневник на 2009-й год.
Детский набор для ванной. Медуза, кальмар и мальки являются чистым наполнителем, главное - Понё-брызгалка (вспоминаем соответствующую сцену из мультфильма).
Брелок для ключей
Держатель для бумаг. Синенькое - это жидкость, в которой Понё приколько бултыхается.
Копия лэйаута и открытка с той же сценой:
В магазинчике продавались и уже готовые наборы - увеличенная открытка и лэйаут, оправленные в рамку.
Летний колокольчик в виде Тоторо, под ним один из символов лета - золотая рыбка. Колокольчик сделан в форме традиционного аквариума.
Брелок-камешек из Лапуты
Не удержалась от покупки вот
этого:
Весьма специфическое произведение, но все равно интересно. Жаль, что я не 7-летний мальчик, помешанный на танках и военных самолетах, - цены бы этой книжке не было.
Вот такой насыщенный впечатлениями получился день.