Вторым заходом про эмпатию

Apr 27, 2017 04:46

Каждый раз, когда сталкиваюсь с пропастью между Западом и Востоком, поражаюсь, как впервые. Контраст между Севером и Югом не шокирует, хотя и вызывает определенные чувства,  внутри них  получается перекатывать сознание на выигрышные позиции без ущерба…это не очень достойный ход, но вот так вот. Западно-восточную пропасть не получается преодолеть ( Read more... )

Leave a comment

amritasilveria April 27 2017, 10:46:58 UTC
"Есть впечатление, что когда говорят об эмпатии на русском, подразумевают какую-то тонкую эмоциональную сонастройку, чуть ли не мистику с эзотерикой, когда о ней говорят на европейских языках, подразумевают понимание"

И то, и другое :)
http://amritasilveria.livejournal.com/171580.html

Reply

miya_mu April 27 2017, 16:11:01 UTC
Мы вроде позавчера говорили о том, что понимание не может быть выборочно, это как быть немножко беременной. То есть полноценное понимание равно всепрощению, мизантропии места не остается.

Reply

amritasilveria April 27 2017, 16:21:49 UTC
Отсутствие избирательности предполагает понимание всех и каждого? Это в мои планы не входит. Как и желание, чтобы каждый понимал меня. Именно избирательность и является важным фактором, определяющим возникновение и развитие понимания. С близкими и друзьями мы понимаем друг друга почти телепатически - по той причине, что мы сами включили друг друга в основную систему коммуникационных координат. За их пределами избирательность тоже важна. А всепрощение… хм. Такой уровень святости уж точно оставлю другим, пожалуй. ))

Reply

miya_mu April 27 2017, 16:31:39 UTC
Зря вы иронизируете. Это же не только социальное чувство, естественное для современного западного человека (с достаточно редкими исключениями, направденными в основном на политиков и банки), это и привычное состояние дореволюционной аристократии. Такое инстинктивное стремление оправдать все, что можно и дать шанс любому. Конечно, все это включается при изначальном чувстве защищенности и умении уклониться от злоупотребений, святость тут не при чем.

Reply

amritasilveria April 27 2017, 16:42:13 UTC
Инстинктивное? Вот разве что так. Потому что есть вещи, которые при здравом, рациональном подходе (не инстинктивном, другими словами) оправдать никак нельзя. Воинствующий национализм, например, или там пьянство беспробудное, примеры навскидку. У меня нет никакого желания разбирать причины этих явлений, меня тошнит, и "ад - это другие" кажется вернейшим в таких случаях. И шанс подзаборному дегенерату или варвару-вандалу (например) я не в состоянии давать, ибо там ничего человеческого не осталось уже. Здоровая брезгливость, знаете ли.

Reply

miya_mu April 27 2017, 16:52:49 UTC
в европейском сообществе выработана твердая убежденность, что все это либо производное поощряющей среды, либо психическое отклонение. и то и другое вызывает сочувствие. Как здесь говорят, агрессия и высокомерие всегда гнездятся в неуверенности.
Впрочем, я ведь отлично помню, как сама говорила о брезгливости и решала дилеммы своего понимания. Даже не думаю вас переубеждать, не поймите меня превратно.

Reply

amritasilveria April 27 2017, 17:01:05 UTC
Просто границы терпения, сочувствия и понимания (равно как и омерзения, намеренного дистанцирования и проч.) у каждого свои, и не всегда поиск общего знаменателя отражает ту или иную ситуацию или явление верно.

Reply

miya_mu April 28 2017, 13:33:32 UTC
Честно не понимаю, что вы хотите сказать. Как если бы кто-то говорил, что в его городе не принято плевать на улице, такая культурная норма, а ему бы отвечали, что плевание зависит от настроения и границ терпения.
Я ведь именно это и пытаюсь донести - с современной европейской точки зрения выборочное понимание такая же дикость, как плевание. В русском мире другие нормы, нет вопросов. Все. Разрыв между мирами, оттуда сюда объяснить невозможно. Вопрос не истины, а социальных паттернов.

Reply

amritasilveria April 28 2017, 14:58:18 UTC
Как "невозможно понять логику непрофессионала", как говаривал тов.Мюллер, также невозможно понять, каким макаром возможно понимать ВСЕХ без исключений, без всякой избирательности. Не поделитесь опытом - с совр.евр. т.зр., разумеется? Потому что еще совсем недавно европейская мысль свидетельстствовала о колоссальном разрыве между ширнармассами и отдельными сапиенсами: Шопенгауэр, Ортега-и-Гассет, Чоран, Шпенглер, Ясперс, экзистенциалисты на разные лады говорили об отчуждении и пр.) Неужто уже преодолен этот разрыв? Или вообще способность делать выбор - это дикость? Можно тешить себя иллюзией, что, мол, поймем щас запросто сотню-другую людей, но количество - отнюдь не синоним качества. Да, у понимания тоже есть качественные характеристики.

Reply

miya_mu April 28 2017, 15:25:36 UTC
Как это можно объяснить, если нет базы для этого опыта? Да и в целом эмпатия - в любом её модусе - не переводится в слова, тем более в формате жж.
Обращаться к авторитем вообще несерьезно. Мало ли кто и что говорил, вон возьмите пассажи Шопенгауэра о гендере. Социальная эволюция проделала такой вираж, после которого никакие социальные конструкции прежних мыслителей нельзя прикладывать к современности - если говорить о западном мире, вне его скорости другие и что-то остается в неприкосновенности.

Reply

amritasilveria April 28 2017, 15:34:22 UTC
Мыслители отдельно, современность отдельно, запад и его скорости отдельно, а эмпатия не переводится в слова. Очень хорошо.

Reply

miya_mu April 28 2017, 17:34:58 UTC
Я совершенно не имела в мыслях дразнить вас. Если так болезненно реагируете, давайте оставим, хорошо?

Reply

amritasilveria April 28 2017, 17:54:23 UTC
Не понимаю, как сказанной мной "очень хорошо" (с резюмированием ваших же слов) можно прочесть как мою болезненную реакцию на ваши предполагаемые дразнилки. Это что-то новенькое в искусстве толкования. Я сказала следующее (перевожу с русского на русский): хорошо, вопросов больше нет.

Reply

miya_mu April 28 2017, 20:42:09 UTC
О как. Ну ладно.

Reply


Leave a comment

Up