Верите ли вы в метемпсихоз или куда теперь

May 09, 2023 00:58


Вчера в твите встретилось, удивительным образом, сразу друг за другом:

- 7 мая 2001 г. на балконе собственной квартиры в Екатеринбурге повесился один из самых талантливых поэтов-современников - Борис Рыжий. в предсмертной записке было всего пять слов: «Я всех любил. Без дураков». ему было всего 26. прочтите его стихи, они прекрасны

- Я видел Прилепина лет десять назад на вручении премии GQ (я тогда соревновался в номинации Главреды с Навальным (?!) и заслуженно проиграл). Прилепин получил премию, вышел на сцену, сказал: «Я вас всех ненавижу», - и ушел. До сих пор не понимаю, зачем он тогда премию взял.

и чуть ниже цитата из Окуджавы:

«Я живу в ожидании краха, Унижений и новых утрат. Я, рождённый в империи страха, Даже празднествам светлым не рад… Всё кончается на полуслове Раз, наверное, сорок на дню... Я, рождённый в империи крови... И своей-то уже не ценю…»

Тут у меня сошелся паззл и могу закончить пост, написанный сразу против предыдущего. Там, в посте, есть слово «ненормальность», которое сначала встало как временное, с тем, чтобы позже его заменить на что-то определенное. Определенное это, однако, свелось к понятию «(само)разрушение», а тенденция к разрушению, себя или мира, и есть самая что ни на есть ненормальность. Так что я так и оставлю, хотя и вопрос, верно ли это, остается открытым. Вообще все, что ниже, имет для меня - и, думаю, любого из нас - личное значение; посмотрите на это как на гипотезу, которую мне очень хочется обсудить.

***



Насчет автоматического сочувствия жертве в предыдущем посте я, конечно, была не права. Убийца, превращаясь в жертву, немедленного сочувствия не вызывает. Садист и маньяк тем более. Тем не менее, существует некое общее понимание того, что зуб за зуб и око за око - очень плохой принцип, а поверх этого еще более общее понимание того, что все мы равны перед случайностью, распределяющей зло и добро достаточно произвольно.

Возможно, здесь лежит ответ на вопрос о русской идее и русской соборности, из которой никак не получается ускользнуть, даже если ты еврей или татарин. Слушайте, мы не там ищем, - все гораздо проще. Вы будете смеяться, как это просто - но мы же все (по крайней мере, большинство из нас) в той или иной степени дикие. Иногда дикие и симпатичные, иногда отвратительные в своей дикости; дикость эта, однако не природного происхождения, а искуственно сконструированна. Очевидно, так было не всегда, от прежней цивилизации оставались люди, которых еще успели заснять на фотографиях и даже записать на пленку, даже видела в детстве кого-то, но все они уже были как бы заражены, хоть еще и в легкой форме. У всех, так или иначе, крыша набекрень, слабая цена собственной жизни. Есть, конечно, исключения, вот та же Шульман хотя бы, вышедшая как будто из прежнего мира, что так успокоительно и действует на слушателя. Наверняка еще кто-то, но так навскидку не вспомню. А! вот многих знаю, кто считает себя вполне нормальным, живущим в окружении людей со странностями. И некторую часть людей крайне самоуверенных, считающие, что своих демонов победили.

Но тут есть вот что.

За немногими, почти иллюзорными, исключениями, мы совершенно двинутые. Двинутость входит в нашу культуру и язык, как слово «мама» и куст ракиты над рекой. Там много всего намешано: с одной строны, дикарская чрезмерность, с другой - варварское же обесценивание собственной жизни, с третьей - странности в таком количестве, какое нигде не встретишь, ни в Азии, ни в Европе.

Доказательства пропускаю, не тот формат, вместо этого проведу параллель с алкоголизмом. Довелось мне посидеть на форуме анонимных алкоголиков, сначала за компанию, потом самой стала интересно. Вот там эта ваша соборность и взаимная ответственность цветет и благоухает. Люди, которые сами себя вытащили, убиться готовы, чтобы не осталось ни одного больного алкоголизмом, чтобы само это понятие навсегда исчезло. Как, знаете, в буддизме - никто не станет свободен, пока на земле остается хоть одно страдающее существо. Никто не освободится от клейма алкоголизма, пока само это явление существует.

Точно так и с нашей головой. Ни у кого она не встанет на якорь окончательно и нерушимо, пока у всех вокруг ездит туда-сюда. Тут хочешь, не хочешь, а от личной ответственности никуда не деться, потому что тебя самого напрямую касается. Что не означает ни понимания, что с этим делать, ни в целом обязательности такого действия. Тем более если сам проводишь значительную часть жизни в острой фазе чрезмерностей и странностей.

Повторюсь, я знаю многих людей, нервно относящихся к чужим отклонениям и отрицающих их у себя. Ну, обычная практика, даже не интересно. Знаю некоторых людей, очень немногих, совладавших с импульсом саморазрушения; в детях их, однако, этой способности нет, а есть что-то неправильное, как у большинства (исключения не то что предполагаются, в них очень хочется верить). Знаю массу людей, чья невысокая сдержанность и низкий уровень порядка в жизни окупается бешенными способностями и/или энергией. Не меньше людей, меняющих саморазрушение на разрушение близких и дальних. Кажется, вся наша особенность проходит по шкале разрушения и хаоса, впитанных с рождения еще родителями, - разрушение и беспорядок, которые так и ищут, через что прорваться, - выходы-то для них законопатить можно, так они изнутри берут свою дань.

Я, однако, вот чего не могу понять - почему в западных и восточных людях так заметна нормальность (покой? равновесие? ценность жизни? ) и в столь многих русскоязычных, напротив, настолько заметно отклонение от нее? Ведь буквально написана на лицах, читается в жестикуляции, в движении, в напряженной линии шеи или в слишком расслабленной. Предположение, что своих лучше понимаешь, чем чужих, здесь несостоятельно, поскольку выросла я все-таки в Закавказье, а большую часть жизни прожила в Европе. Возя свои странности с собой, ясное дело; это позжизненно.

Тем более невозможно осуждать эту ненормальность (остается вопрос, верно ли так называть феномен обесценивания жизни), - во-первых, из нее рождаются серьезные прорывы, во-вторых, какая может быть вина в том, что возделывалось веками.

Есть общее понимание, что странности нивелируется созиданием, но непременно результативным и в группе. Поддержанием порядка, разумностью, согласием с окружающим миром и с собой. Люди из прежнего мира, сформированные до революции, были крайне трудоспособны и крайне коммуникативны, насколько я их помню, - и вот их странности превращались в милые чудачества, приятно оттеняющие налаженную машину человеческого. То,что революция легитимизировала варварство, далеко не факт, но процесс насыщения цивилизованного слоя диким, безумным и безобразным, в какой-то момент перешло черту; рвануло так, что никто не ушел целым.

Так вот, возвращаясь к интеллигенции, восставаемой их пепла. Непонятно, чисто ли русское это явление; мы не знаем, нет ли чего-то похожего в африканских странах; сравнивать нам, тем не менее, не с чем. Сочувствие, видимо, тоже уже не актуально; как написал френд прошлый раз - я сочувствовал до февраля прошлого года, а теперь думаю - да провалитесь вы все пропадом. Остается то, что становится работой не прекраснодушия, а политики и экономики (не тех, которые сейчас, надо ли это уточнять), потом образования и медицины (тоже не тех) - или все выстраиваем себя по-другому, помогая друг другу, как анонимные алкоголики, или никто не выходит из варварства окончательно, постоянно балансируя на грани.

Я открыта для возражений. Хотелось бы мне оказаться неправой.

Previous post Next post
Up