Поднять педагогам и учёным зарплату в разы. Снизить количество часов учебной нагрузки на одну ставку. Сократить отчётность и убрать показуху. Ввести мораторий на новые реформы: со старыми бы разобраться. Есть и менее глобальные меры - такие как отмена балльно-рейтинговой системы, которая у нас толком и не внедрена, но зачем-то существует.
"Опять государство вам что то должно, - возразит критик. - Хочешь изменить мир, начни с себя".
"Начните с себя, если берётесь давать советы", - возразим мы.
А государство нам должно. И начальство рангом пониже тоже.
Как ни начинай с себя, а государство придумывает правила, которые мы должны соблюдать. Оно устанавливает рамки, в которые мы должны вписываться. И именно начальствующие решают, будут ли эти рамки соответствовать здравому смыслу. Лёжа в гробу, вальс не станцуешь. Если рамки и правила, спущенные нам сверху, тесны как гроб - делайте выводы, можем ли мы в них элементарно жить, а не то что вальс танцевать.
Государственные деятели и начальство рангом пониже возрождают образование и науку. Изображение сгенерировано нейросетью "Шедеврум"
Правила и рамки нужны такие, чтобы люди могли существовать в них. Вернее, жить. И если хотите, функционировать.
Добиться этого - задача начальствующих. На всех уровнях. Принимать адекватные решения. Неадекватные тоже можно, но результата хорошего не будет. Как там в песне поётся, если ты ходишь по грязной дороге, ты не сможешь не выпачкать ног.
Зачем учителям высокая зарплата? Чтобы не брали себе две ставки. Чтобы не заморачивались с подработкой. Разве что по велению души. Это позволит каждому добросовестному учителю выполнять взятые на себя обязательства более тщательно. Повысить качество подготовки к урокам. А надо понимать, что такое добросовестный учитель. У него душа просит повышения качества преподавания. Он терпеть не может халтурить. Но вынужден халтурить из-за низкой зарплаты. Работая на две ставки, успевать делать всю работу одинаково хорошо невозможно. Плюс недосыпания, болезни, проблемы в личной жизни - они многократно усиливают отрицательный эффект. Качество преподавания при таком раскладе неизбежно будет страдать, практически независимо от добросовестности учителя.
Аналогичная история с вузовскими преподавателями, за исключением нюансов. С них не только учебную работу, с них ещё и науку требуют. А за какие шиши? И за счёт какого времени? Личного? В общем, думаю, все меня поняли.
Разумеется, не в деньгах счастье. Я сам не материалист и не ставлю деньги на первое место. Но никуда не деться, человек существо в том числе и телесное, и материальный достаток решает многое.
А вообще мне кажется, любой уважающий себя педагог ценит время больше, чем деньги. Время самый невозобновимый ресурс. Если его израсходовал, так уж израсходовал. Банковскими процентами не вернёшь. Настоящий педагог, равно как настоящий учёный, скорее готов был бы смириться с дефицитом денег, чем с дефицитом времени. Но разве нет у нас дефицита времени в образовании и науке? О запредельной нагрузке говорилось выше. Добавьте к этому макулатурную работу. Составление и переделывание рабочих программ, собственноручное написание конспектов для обучающихся (!), работа в неудобной электронной образовательной среде, отчёты и справки, справки и отчёты. Лет десять назад я вёл хронометраж. Самые грубые измерения показали, что на макулатурную работу у меня уходило ровно столько часов, сколько требуется для создания нового учебного курса или прохождения полноценного повышения квалификации. В принципе, всё это можно было бы пустить и на небольшое научное исследование. Вместо этого - подготовка и вылизывание бумажек, которые, может, и приносят какую-то пользу, но точно ли в них нужно вкладываться до такой степени?
Зачем вообще нужна любая макулатура, если она откровенно мешает выполнять прямые обязанности, становится самоцелью?
Более того, документы надо ведь ещё и оформлять правильно (о как!), иначе не согласуют. На правильном (о как!) оформлении документов прямо-таки можно заработать вывих мозгов. Но позвольте, разве учёный на этом должен вывихивать мозги?
Так-то учёный и педагог должны быть грамотными, в том числе грамотно оформлять документы. Но… но…
И не то чтобы начальство не в курсе наших проблем. Все в курсе. О проблемах неоднократно говорилось с самых высоких трибун, высказывались намерения исправлять ситуацию. Слова произносятся регулярно. Где дела?
Нужны дела. И делать их должно государство. И начальство рангом пониже.
Ведь если изменение мира необходимо начинать с себя, то начинать с себя должны не мы одни, простые граждане.
Государство тоже должно начинать с себя. Как, впрочем, и начальство рангом пониже.
Только вот готово ли к этому государство? Готово ли начальство рангом пониже? Готовы ли рядовые граждане? Готовы ли сами педагоги и научные работники?
И хотят ли все перечисленные реального возрождения образования и науки?