Aug 31, 2024 14:34
Завтра первое сентября. Первый день осени по «гражданскому» календарю. Начало учебного года. Называть его Днём знаний начали по историческим меркам совсем недавно, с 1984 года. Мы уже привыкли считать его праздником. Знания - очевидно, нечто такое, ради чего стоит раз в году наряжаться в красивые костюмы и платья, делать красивые причёски, улыбаться, дарить букеты цветов, брать в руки шарики. Принимать поздравления от членов семьи, родственников, друзей, коллег, начальства, государственных деятелей. Читать и репостить красивые высказывания о важности знаний для современного человека в социальных сетях.
Знания - это то, чему стоит посвящать целый праздник. Целый день календарного года.
В этот день даже Минпрос и Минобр воспевают именно знания, несмотря на то, что обучающиеся давно идут в образовательные учреждения не просто за знаниями, а за компетенциями.
И зачастую выносят оттуда вместо компетенций просиженные штаны.
Надо сказать, что по существу-то компетенции больше знаний. В рамках официально принятого ныне компетентностного подхода компетенцией называется «способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных либо жизненных ситуациях». Спасибо Яндексу за быстрый ответ. Вот только слово «способность» мне тут не очень нравится, я заменил бы его на «готовность». Это примерно как «готов к труду и обороне». Но не будем отвлекаться.
Великие педагоги и мыслители не считали знания ценными сами по себе.
Константин Дмитриевич Ушинский в педагогике ставил нравственное воспитание выше передачи знаний.
Василий Александрович Сухомлинский считал целью образования «всестороннее развитие личности», а именно «единство труда, духовного богатства всех сфер деятельности человека, моральная чистота его поведения, взаимоотношений с другими людьми, физического совершенство, богатство эстетических запросов и вкусов, многогранность общественных и личных интересов». Может быть, он и не называл это компетентностным подходом, но согласитесь, образование здесь представлено как нечто большее, чем просто получение теоретических знаний. И даже большее, чем приобретение практического опыта.
Френсис Бэкон, автор знаменитого высказывания «Знание [само по себе] сила», утверждал, что знание должно быть правильно применено, тогда только оно поможет добиться власти и не только её. В приобретении знаний Бэкон считал важным не только рационалистический, но и практический, опытный путь.
В словарях и энциклопедиях мы тоже не найдём такого определения понятия «знание», которое указывало бы на повод для праздника.
«Знание - это осведомленность или понимание кого и чего угодно, которое можно логически или фактически обосновать и эмпирически или практически проверить», - говорит энциклопедический словарь по философии.
«Знание - обобщённые представления о свойствах объективного мира, связях и отношениях между объектами, хранящиеся и воспроизводимые в сознании», - подхватывает Большой толковый словарь русского языка.
«Проверенный практикой результат познания действительности, ее верное отражение в сознании человека» - это из словаря русского языка, изданного в 1999 году под редакцией А.П. Евгеньевой.
Осведомлённость. Понимание. Обобщённые представления. Результат познания действительности. Хорошо, что хотя бы проверенный практикой. И обо всём этом говорится настолько сухо, что праздновать День таких знаний не хочется. Но праздник есть, и мы его отмечаем гораздо ярче, чем Всемирный день лени.
В таком случае должна же быть в знаниях какая-то искорка, от которой возгорается пламя душевной теплоты!
В школы, вузы и другие учебные заведения идут не только за знаниями. За умениями идут. За практическим опытом идут. За «духовностью» в светском, обывательском понимании - идут. За зрелостью. Помните такое понятие - аттестат зрелости?
Знаниям - особый почёт. Им посвящён отдельный календарный день года: первое сентября. А зрелости - нет. Хотя это объяснимо: «День зрелости» звучит очень уж назидательно. И для компетенций праздника нет. Хотя и это объяснимо: «День компетенций» - унылая, беззубая канцелярщина.
А «День знаний» звучит хорошо. Даже как-то по-особому. И его не без удовольствия отмечают даже те люди, кто приходит на учёбу только за оценками и дипломами. И даже те люди, кто потом заканчивает учёбу просиженными штанами.
Итак, что же особенного именно в знаниях?
Что завтра празднуем, господа?
-//-
А сегодня всё ещё тридцать первое августа. Последний день лета. День, когда телефонные спамеры и мошенники бьются в истерике, пытаясь до меня дозвониться. Даже жалко их, ведь я не даю им никакой, совсем никакой обратной связи! Страдают, бедные. Хотя вот что. Шли бы вы, спамеры и мошенники, знаете куда? Найдите себе другое занятие. За которое платят меньше денег и которое, однако же, даёт вам шанс получить небесные блага после того как на земле всё закончится. Спамерство, а тем более мошенничество, принесёт в конце концов только вечную муку, в то время как «заработанные» деньги превратятся в пыль. Не верите? Ну смотрите...
мыслетрафик,
образование,
педагогика