Розовый остров и Белое море

Sep 18, 2011 23:33

Оригинал взят у vaga_land в Розовый остров и Белое море


(с сайта «Кольские карты» http://biarmia.narod.ru/)

Из очерка Л.Шмигельского «Главная гавань России»:
«В грамоте царя Ивана Грозного 1555 года о привилегиях английской «Московской компании» говорилось: «Там, где они найдут удобную пристань для своих судов, они могут устроить складское место для своих товаров». И англичане выбрали для якорной стоянки уже знакомый им восточный угол южного края Двинской губы у острова Ягры, напротив Николо-Корельского монастыря.

Сама пристань была сооружена на острове Ягры, напротив монастыря, там же были построены склады для товаров и жилой дом. О последнем некоторое представление может дать письмо агента компании Грея уполномоченному Лейну в Москве, в котором речь шла о выборе места для дома: «Я думаю построить дом... напротив места, где будут становиться корабли... и, если вам будет угодно, в нем будут две теплые комнаты». Вблизи дома протекал ручей с пресной водой, недалеко рос сосновый и березовый лес, и было множество цветов: «дамасценов и красных роз, фиалок и дикого розмарина» (шиповника), как писали англичане. Поэтому они назвали Ягры Розовым островом (Rose Island), что и нашло отражение во всех документах той эпохи.
Обитатели монастыря английское поселение напротив звали кратко - «немцев двор», а всех иноземцев - «немчинами».

«Кроме оружия и боеприпасов с английских судов выгружались изделия из железа и стали (ножи, ножницы, замки, иголки и т. п.); из меди, олова (кружки, блюдца и т. д.); драгоценные металлы в монетах, слитках и изделиях; писчая бумага, вина, сахар, пряности, сукна и шелк. Товары грузились на дощаники и насады и доставлялись по Малокурье и Двине в Холмогоры. Таможни в гавани не было, но привозимые товары должны были предъявляться царской казне для отбора всего, что понадобится царю, - это было старое русское правило, соблюдаемое еще с XV века.
Одновременно с разгрузкой сходили на берег с английских судов иностранцы, нанятые за границей на царскую службу: архитекторы, врачи, литейщики, артиллеристы и другие специалисты, или «знатцы», как их называли в народе».




Фрагмент известной картины Александра Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею» (1875 год).
Других картин известных художников на тему торговых связей России и Англии во времена Ивана Грозного я что-то не помню.
Да что там, известные!.. В студенческие годы, да и потом в течение многих лет, я частенько захаживал на различные художественные выставки в Архангельске, но и там таких картин не было. Казалось бы, благодатная тема, так нет, художники все больше на тему Гражданской войны картины выставляли, иногда Ломоносов с пытливым взором проскакивал, или что-нибудь про идустриализацию-коллективизацию.
Кстати, мемуары Горсея о его пребывании в России очень интересные:
http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Gorsej/frametext1.htm

«Русские товары доставлялись к Розовому острову сплавом по Двине здесь они грузились на английские суда. На первом месте из предметов вывоза стояло сало - тюленье, моржовое, китовое, а также говяжье. Большие бочки с ним закатывались на палубу и опускались в трюмы судов. В первое время англичане, не имевшие никакого представления о природе Севера, в том числе и о его громадных лесных массивах,- пытались возить порожние бочки под сало из Англии, но потом убедились, что сделанные на месте русские бочки лучше и добротнее. В больших количествах вывозились лен, полотна, холст, а впоследствии и канаты, которые изготовля¬лись на фабрике в Холмогорах, основанной Греем в 1558 го¬ду. Большим спросом пользовалась смола, вывоз которой за границу с Севера удержался вплоть до начала XX века.
...Без канатов и смолы было бы немыслимо судостроение того времени. От крепости канатов стоячего и бегучего та¬елажа зависела надежность парусных кораблей, а смола обеспечивала водонепроницаемость деревянной обшивки и предохраняла канаты от гниения. Англичане считали русские канаты и смолу лучшими в мире и широко использовали их».







Английские корабли возле французского порта Кале. Елизавета долгое время надеялась, что Кале станет английским, но потом отступилась, т.к. англичанам хватало забот и с испанцами.

В 1578 году по соседству с Никольским, на Пудожемском устье Двины, построили свой двор голландцы. Голландский купец Ян де Балле, получил от местных жителей прозвище Иван Белобород. Одна из проток вдоль острова Ягры, по которой можно было на лодке добраться от монастыря до голландского двора, получила в то время название Белобородиха. Это название сохранялось двести лет. Сейчас это речка Ягорка




Фрагмент голландской карты, напечатанной в Амстердаме в 1600 году.

Информацию о пути с Белого моря в Москву иностранные купцы к тому времени собрали довольно подробную.
Некоторые название легко узнаваемы: «Уйма», «Бобровской», «Луковец», «Усть-Пинега»

«Все погрузочно-разгрузочные работы в гавани «Св. Николая» нужно было закончить за время короткого северного лета. А если учесть, что речь шла о сотнях, а иногда и тысячах тонн груза, о работе вручную или с помощью простейших приспособлений, многих сотен людей, то нетрудно себе представить, какое оживление царило в это время на небольшом участке воды и суши между Николо-Корельским монастырем и островом Ягры!
Естественно, что Никольские монахи установили тесный контакт с иноземцами, хотя и опасались заразиться от «иноверцев» каким-нибудь «еретичеством». Монастырь принимал у них деньги, а также давал им ссуды: в приходно-расходной книге 1582 года читаем: «Немец Жюлен послал золотой». Монахи продавали иностранцам бычков. Английские купцы варили на территории монастыря для себя пиво из солода, А когда на «немцовом дворе» «преставился человек», то он был похоронен в монастыре».

«В 1584 году был основан Архангельск (первоначально называвшийся Ново-Холмогорами), одним из главных назначений которого было поставить под государственный контроль заморскую торговлю. Однако англичане оставались на Розовом острове вплоть до 1591 года. В грамоте 1587 года, выхлопотанной Герсеем у фактического правителя государства Бориса Годунова, подтверждалось право компании выгружать свои товары на прежнем месте без таможенного досмотра. Но русское правительство решительно воспротивилось на этот раз требованиям англичан признать их исключительные права на плавание в Белом море. «Божью дорогу, океан-море, как можно перенять, унять или затворить», - писал Посольский приказ королеве Елизавете.
Некоторое время гавань «Св. Николая» существовала одновременно с Архангельском». Купцы и дипломаты, приезжавшие в Московию, навещали Николо-Корельский монастырь и оставленный на Яграх двор до 20-х годов XVII столетия.

Потом началась Смута, польско-литовская интервенция, но монастырь дожил до 20 века. Монастырем он к тому времени был бедным и захудалым.




Рисунков или гравюр Николо-Корельского монастыря того времени его расцвета я нигде не нашел, да их, наверное, и нет. Голландцы начали печатать гравюры с видами Архангельска позднее, в 17 веке, а веком раньше художников на английских купеческих кораблях, видимо, не было.




Каменное строительство в монастыре началось со второй половины 17 века.
Сначала была возведена Успенская церковь, потом собор Никольский собор, в 1700 году была построена колокольня.
(старые фотографии монастыря с сайта «Храмы России»: http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=5060)

В конце 17 века монастырь был окружен деревянной оградой с деревянными башнями. Стена сохранилась до 20-х годов 20 века.




До нашего времени сохранилась только одна башня, западная, со Святыми воротами, и то, только потому, что в 1932 году ее разобрали и увезли в Москву. Москвичам башня хорошо знакома, сейчас она находится в Коломенском, там же, где и архангельский дом Петра Первого. Обшивку с башни, естественно, сняли.




Карта 1940 года из журнала rdp4v

В 1921 году монастырь прекратил свое существование. Монахов разогнали, в монастыре устроили колонию для несовершеннолетних. В 1929 году здесь появилась сельскохозяйственная коммуна «Искра». Судя по карте, она существовала вплоть до войны.

В 1936 году в этих местах началось строительство судостроительного завода. Сначала поселок так и назывался-Судострой. Потом он превратился в город Молотовск, ну, а когда Вячеслава Михайловича «маленечко того…», Молотовск стал Северодвинском.




1936 год. Архангельск. Молодежь перед посадкой на пароход, который отправится в Судострой. На заднем плане здание лесотехнического института.




В 1936 году собор потерял все свои купола.
Фотография с сайта «Храмы России»: http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=5060)

С сайта «Малые города России»
http://www.towns.ru/other/nikkor.html
«В 1936 году к стенам монастыря прибыли первостроители города и завода. Именно в это время были уничтожены остатки уникальной стены, опоясывавшей монастырь, исчезли церковные колокола. Сами постройки первоначально служили в качестве общежития и отдела кадров огромного строительства. Начавшаяся Отечественная война задержала возведение гигантских цехов и городских кварталов, но стройка не потеряла актуальности и после войны, скорее наоборот - ведь теперь главный враг СССР находился за океаном и был недоступен расквартированным по всей Европе сухопутным армиям.
Через некоторое время заводские постройки вплотную подошли к монастырю, в связи с чем было постановлено его снести. Однако попытка разрушить толстые церковные стены привела к тому, что от сотрясения пошли трещины по соседнему цеховому зданию. Было решено, что дешевле приспособить монастырь под нужды завода, чем с риском для вновь построенных цехов продолжать разрушение. Так и служили Успенская церковь и собор Святителя Николая в качестве помещений для подсобных производств завода».

Две фотографии современного Северодвинска. Один снимок сделан с самолета, другой со спутника. Место, где находился монастырь, отмечено красным цветом.







То, что сохранилось от монастыря до сегодняшнего времени.
Все три фотографии с сайта «Храмы России»: http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=5060)













Это Ягры, Розовый остров. На месте, где стояли причалы, склады, жилые дома для купцов и моряков, сейчас стоят цеха. Чуть дальше видны жилые дома, а большая часть острова - место для отдыха и прогулок. Когда лето жаркое, в море удается даже покупаться.




Известная фотография пляжа на Яграх. Некоторые сомневаются, говорят Фотошоп. Нет, не Фотошоп, просто пропорции из-за сильного объектива несколько искажены и подводная лодка кажется ближе, чем на самом деле. Кстати, лодка выходит в море там, где четыреста лет назад выходили и английские суда, загруженные русскими товарами.

Две фотографии памятного знака, установленного на Яграх в честь Ричарда Ченслера.






Европа, Россия, Архангельск, арктика, Северодвинск, welcome

Previous post Next post
Up