(no subject)

Jun 24, 2010 17:08

как всегда, когда перехожу из старого большого кожаного блокнота в новый (неизменно большой и кожаный:) ), собираю из старого мысли, которые там набросаны были в спешке работы-обсуждения-размышлизмов-на-ходу.
И в который уже раз с удивлением вижу эту картину (которую заметить можно только - если читаешь все записи подряд): как постепенно в голове твоей выстраивается какая-нибудь мысль. Как сначала она промелькивает в виде двух-трёх слов (обычно в качестве замечания при вычитке какого-нибудь куска будущей курсо-дипломной), как потом она видоизменяется в заметках, которые обычно набрасываю перед встречей с дипломником. Классно, кстати, видеть, как одна и та же мысль (оформленная по-разному, потому что я ещё сама не осознала, что это МЫСЛЬ:) - а не простое замечание на ходу) проглядывает в предварительных набросках перед РАЗНЫМИ встречами с РАЗНЫМИ дипломниками (ну тоись тому пиарскому ребёнку, от кого я хотела получить развёрнутое рассуждение про специфику идентичности, я пишу "хорошая мысль: идентичность динамична, а индивидуальное "я" - статично" - хочу логику развития этой мысли"; а филологический деть через 5 каких-то дней получает от меня тему "Апелляция к социальной идентичности как способ позиционирования Sb", в то время как с третьим филологическим ребёнком мы параллельно говорим про ипостаси субъекта - и я нахально предполагаю (написано на боковинке листа, с краешку, судя по почерку - на бегу): "дискурс Sb есть парадигма ипостасей личности" - и всё это взаимоперетекает и видоизменяется на протяжении 10-12 дней, а ещё листов через пятнадцать возникает вдруг словосочетание "доминанта дискурса субъекта", которое, всё наращивая и наращивая внушительность, обогащается листов через тридцать* определением, рождённым в "девятке" вдвоём с дипломницей (потому что выхода больше не было, тянуть дальше невозможно - ждать уже было некогда, надо было дописывать параграф): "обладающая свойством постоянства в любых коммуникативных условиях предопределённость выбора языковых средств, обусловленная психологическими особенностями говорящего".
и как потом из этого посыла возникает мысль о бинарности (двойственной природе) дискурса и о его дуалистичности (способности изменяться, оставаясь неизменным), а этот разворот уже предопределяет размышлизмы про синхронический подход в изучении дискурса и диахронический...
Если не было бы этой возможности - пролистывать свой большой блокнот перед тем, как отправить его в ряд таких же, толстенько-внушительных, так бы сроду и не знала, откуда что берёццо:))) Потому что потом, со временем, это позиционируется в собственной голове так, будто ты это знал всегда, родился просто-таки с этим знанием:) Так, в частности, было с классификацией речевых ошибок: когда всё уже устоялось (за год-два-три), кажется, будто иначе и не было никогда... Так было с логикой выстраивания курса по теории коммуникации, так сейчас - с дискурс-анализом.
В общем, это я, на самом-то деле, с очередным блокнотом прощаюсь:)

*забыла сказать, что размышлизмы сии не сплошным текстом (лист за листом) представлены - они перемешаны со списками не сдавших контрольные; временем консультаций; удачными формулировками заданий, пришедшими в голову непосредственно на паре; репликами, звучащими в окрестностях; важными на момент написания инет-адресами; стихотворными строчками; анекдотами (которые могут пригодиццо для примеров на лекциях) и многим проТчим другим, что в бесконечных коЛЛЛичествах можно найти в моём большом кожаном блокноте...

способ жизни, нарративное, размышлительное, мышление о мышлении, дискурс, жизнь моя_ иль ты..., курсо-дипломное, кожаные блокноты, обывательское, преподавательское

Previous post Next post
Up