Революция в карикатуре.

Aug 27, 2017 00:01

mamlas в Эпохи. 1917-й #4 Революционный репортаж

Карикатуры



___Дмитрий Моор. Последняя подпись. 1917 год / «Новый Сатирикон»

На рисунке Дмитрия Моора Николай II подписывает манифест об отречении. Рядом с ним - цесаревич и императрица с портретом Распутина в руках. Мало кто из сатириков обходил стороной слухи о связи Александры Федоровны с Распутиным.



___«Посмотрим, как они обойдутся без орла». Открытка 1917 года

Последний самодержец с портфелем в руках тащит на веревке двуглавого орла. Карикатура намекает не только на падение монархии, но и на уничтожение российской символики в первые месяцы революции.



___Борис Антоновский. Один из «батюшек». Апрель 1917 года / «В дни революции много пулеметов стояло на колокольнях, откуда и обстреливался восставший народ» / «Новый Сатирикон», № 14

После Февральской революции появился слух о том, что восставших обстре­ливали из пулеметов с колоколен церквей в Петрограде. Позже события Февраля изучались Чрезвычайной следственной комиссией Временного правительства, и причастность священнослужителей к расстрелам демонстрантов не подтвердилась.



___Продажа России оптом и в розницу. Апрель 1917 года / «Как, ваше величество?! Вы находите миллион рублей за план этой крепости дорого?! Но ведь не забывайте, что я продаю вам самое дорогое для меня - нашу милую Россию…» / «Новый Сатирикон», № 14

Во время войны разговоры о германофильстве «государыни-немки» превра­тились в прямые обвинения в работе на германскую разведку и в предатель­стве. Об Александре Федоровне ходили самые невероятные слухи - от прода­жи вагонов сахара Германии до выдачи военных секретов: якобы императри­ца даже передавала врагам шифрованные телеграммы. В это верили многие - от крестьян до великих князей.



___Социал-революционер. Из серии открыток «Дети-политики». 1917 год

В 1917 году художник Владимир Табурин выпустил серию открыток «Дети-политики» с изображением различных политических сил в виде детей. Кадет - с портфелем, анархист - с бомбой, трудовик - в лаптях, эсер - с пистолетом. Были также в этой серии большевик и меньшевик, умеренный, буржуй и социал-демократ.



___Ленин-пролетарий, или Шило в мешке. Июль 1917 года / «Стрекоза», № 30

После вооруженного противостояния в июле 1917 года большевиков публично обвинили в сотрудничестве с Германией. Ленина, Зиновьева и других партий­ных лидеров подозревали в получении денег от Германии за целенаправ­лен­ную дезорганизацию русской армии. Июльское восстание, как гласили обвинения, было организовано для ослабления боеготовности в тылу.



___Слепые пассажиры. Август 1917 года / «Эй, шофер, ты, кажется, собираешься повернуть направо?» / «Новый Сатирикон»

В 1915 году «Русские ведомости» опубликовали впоследствии нашумевшую статью Василия Маклакова, адвоката и члена партии кадетов. Маклаков писал о «безумном шофере», управляющем Россией. «И вдруг вы видите, что ваш шофер править не может; потому ли, что он вообще не владеет машиной на спусках или устал и уже не понимает, что делает, но он ведет к гибели и вас, и себя». На карикатуре 1917 года за рулем уже не Николай II, а Керенский, пропасть же никуда не делась, а пассажиры так же слепы, как и шофер.



___Дмитрий Моор. На двух полюсах. Ноябрь 1917 года / «Новый Сатирикон»

На карикатуре Дмитрия Моора - председатель Совнаркома Ленин и атаман войска Донского Алексей Каледин. Под картинкой поясняющая подпись: «Два казака - пара». Осенью 1917 года атаман Каледин выразил недоверие прави­тельству Керенского и начал создавать независимую республику на Дону. Ленин и Каледин считались двумя полюсами российской политики, но оба они, как считает автор рисунка, принесли одинаковый вред.

Подготовил Павел Рогозный
«Arzamas», 20 февраля 2017

1910-е, карикатура, монархисты и монархия, #4, революция, графика, сатира

Previous post Next post
Up