vanatik05 в
СКАНДИНАВСКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ. ШВЕЦИЯ. Для Швеции, как и для двух других скандинавских стран, Дании и Норвегии, бурные события в культурной и социальной жизни Европы конца 19 века проходили не так драматично. В них реалистические направления в искусстве хорошо сочетались с национальными фольклорными традициями, новые течения проникали с запозданием и в более мягком варианте. Так, только в самом конце 19 века в Швеции появляются первые признаки импрессионизма в живописи, а постимпрессионизм, появившийся тут в начале 20 века, быстро перерождается в экспрессионизм, но уже в начале 30 годов ведущим направлением становится абстракционизм. Довольно трудно оказалось определить направленность того или иного шведского художника в искусстве, так как часто они меняли свои стили в течение жизни, да и в большинстве работ об этом периоде развития искусства в Швеции не выделяется, как правило, импрессионизм в качестве ведущего направления и о нем вообще не так уж много доступного материала.
Но попробую, все-таки, дать краткий обзор творчества тех художников, которых можно считать импрессионистами, пусть и не на протяжении всей их творческой жизни. Начнем с
Альф Валландере (11 октября 1862 - 29 сентября 1914 ), который родился в семье отца - архитектора, дяди - художника и деда - декоратора.
Закончив Королевскую Академию, он пять лет прожил в Париже, ездил по Франции, начинал свою творческую карьеру как художник с уклоном в символизм, но увлекся керамикой, добившись в этом искусстве большого успеха и известности.
Очень интересен как художник, собиратель произведений искусства и меценат, член королевской семьи, сын шведского короля Оскара II.
Принц Евгений Шведский (1 августа 1865 - 17 августа 1947).
Сначала он изучал живопись в Швеции, потом в Париже, а вернувшись домой, полностью посвятил себя пейзажной живописи в стиле импрессионизма, в основном рисуя пейзажи в разных местах любимой Швеции.
В 1905 году принц построил на острове Юргорден в Стокгольме виллу, которая служила ему домом и в которой он организовал большую художественную галерею, завещанную им Швеции.
Мы были там в этом году летом, там собрана большая коллекция шведской живописи и скульптуры, в том числе там хранятся и 3000 работ самого принца.
В 1945 году в день восьмидесятилетняя принца была учреждена Медаль его имени за "высокие достижения в искусстве".
Наиболее интересным для нашей темы из шведских художников, на мой взгляд, является
Кнут Аксель Линдман (20 декабря 1848 - 22 сентября 1930). Он родился в Упсала в семье казначея, сначала учился в Стокгольме, а затем в течение 5 лет жил во Франции. Там он заинтересовался пленэрной живописью, провел лето 1876 года в Барбизоне, где создал много пейзажных работ и принял участие в 1878 году во Всемирной выставке в Париже.
Он путешествует по югу Франции, изучает работы французских мастеров в Париже, пишет пейзажи Нормандии., где краски на его полотнах становятся более спокойными и начинают преобладать серые тона.
Линдман возвращается в Стокгольм, где открывает свою студию в доме жены и продолжает писать пейзажи теперь уже на родине, в более спокойном "нордическом" стиле.
Но интерес к другим странам и видам зовет его в путешествия, он был в Дании, в Италии, пожил на Капри, путешествовал по Северной Африке, побывал в Тунисе и Египте.
У некоторых художников того времени можно видеть сочетание импрессионистических тенденций с ориентацией на изображение чисто шведских пейзажей и тем. Одним из таких художников был
Стен Густав Анкаркрона (11 мая 1869 - 17 сентября 1933), родившийся в семье владельца мельницы. Закончив гимназию, Густав поехал учиться живописи в Берлин, затем много путешествовал по родной стане, побывал в Норвегии, Италии и Франции.
Одной из его любимых тем были лошади на фоне шведского пейзажа в неярких пастельных тонах, он вообще любил изображать животных.
В начале 1900-х годов Анкаркрона увлекается архаичной фольклорной культурой крестьянской общины, его страшит угроза индустриализации и влияние современной культуры на жизнь шведской провинции. Он организует группу художников и любителей искусства для сбора произведений ремесленного промысла, переезжает в Тальберг и строит там ферму Холен для совместного проживания общины художников.
Анкаркрона занимается там не только живописью, но и строит приход, организует Ассоциацию художников, участвует в общественной жизни.
Еще одним художником, который пытался отразить жизнь и традиции простых людей Швеции на фоне спокойных северных пейзажей в импрессионистическом стиле, был
Карл Вильгельмсон (12 ноября 1866 - 24 сентября 1928).
Уже в 14 лет он начал обучаться живописи в Гетеборге, потом семь лет продолжал знакомиться с лучшими произведениями искусства в Испании, Германии и Париже, увлекался также и литографией. А в 1897 году стал директором школы художеств при Музее Гетеборга, а позже - директором школы живописи в Стокгольме.
Дом, построенный им в Fiskebäckskil, служивший жильем и студией, и сегодня раз в неделю в течение лета открыт его наследниками для свободного посещения.
Несколько улиц в разных городах и паром названы его именем.
Халльстрём,Эрик (Корнелиус Ефрем) (22 ноября 1893 - 17 июня 1746) родился в семье литографа, его отец решивший стать пейзажистом после учебы в Германии, вдруг ушел в религию, отгородился от мира и очень строго воспитывал своих детей. Его сын Ефрем тоже проявил себя талантливым художником в "наивном" искусстве, но не подписывал свои картины до 25 лет, стесняясь своего религиозного имени, пока не взял имя обожаемой им матери Эрики.
Он прошел путь от наивного искусства отца, через импрессионизм и постимпрессионизм к экспрессионистскому натурализму и даже кубизму. Но нам в нашей теме интересны его пейзажи, воспевающие северную природу или городские окраины, выполненные с элементами импрессионизма
и многочисленные натюрморты с изображением цветов.
Среди шведских художников было много пейзажистов в прошлом, в стране богатая школа пейзажной живописи разных стилей, особенно реалистического. Но один из художников-пейзажистов 20 века представляет для нас особый интерес. Это импрессионист
Хуго Оверстрём (13 ноября 1900 - 28 октября 1972). Он родился в небольшом городке близ Гетеборга, семья его жены Бриты была известна своими художниками и стеклодувами.
После учебы в Академии художеств молодой Хуго поехал для продолжения образования в Америку, а вернувшись в Гетеборг, открыл магазин, где продавал свои картины, пользовавшиеся спросом, декорировал мебель, занимался дизайном.
Через несколько лет он продал свой успешный бизнес, так как хотел полностью сосредоточиться на живописи. Он любил бывать на архипелаге островов Бохуслэнд,
где его привлекали отражения в воде, мокрый мох, зеленые скалы, типичные скандинавские рыбацкие деревни.
Еще одним увлечением были цветочные натюрморты, которые, кстати, очень хорошо раскупались для украшения интерьеров.
Можно сказать, что Оверстрём был непревзойденным мастером в сложном искусстве изображения водной поверхности с ее бликами и разнообразных цветов, глядя на которые кажется, что даже ощущаешь их запахи.
Несколько следующих художников не были импрессионистами в полном понимании значения этого определения, но о них стоит упомянуть тут, так как импрессионисты и особенно постимпрессионисты оказали на них в определенные моменты их творческой жизни сильное влияние, и оно «просвечивает» иногда в их работах. Одним из таких художников был
Торстен Палм(1885-1934), получивший художественное образование в Школе живописи в Калеб, а затем в Академии художеств.
В одной статье я нашла, что его относят к группе "интимных реалистов» («интимизм» -
http://www.izostili.ru/index.php?section_ID=24), «интимисты» использовали палитру сложных цветовых оттенков, в которых преобладали теплые хроматичные тона». Большую роль в их картинах играл свет, который придавал картине нужное настроение. Эти художники-колористы не принимали экспрессионизм и черпали вдохновение в старой шведской пейзажной живописи, французском импрессионизме, но особенно в работах Сезанна.
Как и многие его современники, он тоже увлекался цветочными натюрмортами.
Самыми большими авторитетами для Торстена Пальма были Писсарро, Сислей и Сезанн, его даже называли "шведским Сислеем".
К этому же направлению примыкал и
Виктор Акселсон (1883 - 1954), который после окончания технического училища увлекся живописью и поступил сначала в художественную школу, потом закончил Академию художеств и продолжил свое образование, как и многие художники того времени, в Париже.
Акселсон любил приглушенную холодноватую цветовую гамму, он был одним из первых «интимистов», в его французских пейзажах прослеживается влияние его кумира - Поля Сезанна, а от видов Стокгольма веет спокойствием и прохладой.
Хочу упомянуть одного шведского художника, считающегося эпохальной фигурой в шведской живописи, перешедшего границы даже и постимпрессионизма, и вызывающего до сих пор споры в искусствоведческой среде. Это
Карл Килберг (1878-1952). Он учился на факультете архитектуры в Берлинском университете, а затем был учеником Карла Вильгельмсона (я говорила о нем выше) в Художественной школе в Гетеборге.
Он очень поздно, около 50 лет получил признание, много работал над книжными иллюстрациями, особенно часто иллюстрировал произведения шведского фольклора и книги современных шведских писателей.
Упомяну еще двух художников, в творчестве которых можно увидеть некоторые отголоски импрессионизма.
Уго Зухр (1895 - 1971) был пейзажистом классического направления, но с сильным влиянием французской живописи. Он рисовал простые безмятежные пейзажи сначала в приглушенных тонах, а потом стал использовать более яркие теплые тона.
В 1940 году Зухр был избран в Академию художеств, и был профессором живописи в королевском колледже искусств.
И последний, о ком стоит сказать - художник, проживший короткую и бурную жизнь,
Иван Иварсон (20 июля 1900 - 26 июня 1939). Во время своей учебы во Франции и Италии Иван был вдохновлен творчеством Пьера Боннара, а позже Карла Килберга.
Его можно назвать «наивным экспрессионистом», но для него очень важен был свет, и особенно цвет в его пейзажах. Он говорил: «"Я хотел бы уметь передавать цвет!"
Он участвовал во многих выставках, но никогда при жизни не получал широкого признания, страдал депрессией и алкоголизмом, иногда даже отдавал свои работы в обмен на алкоголь. Последние годы своей жизни Иварсон провел во Франции. Сегодня он считается одним из лучших колористов Швеции.
Безусловно, в этом кратком обзоре невозможно подробно поговорить обо всех известных художниках Швеции, придерживавшихся в той или иной степени импрессионистического направления, но их, в отличие от Франции, Италии или Испании, было и не так уж много. Импрессионизм в трех этих странах был, конечно, другим - нежно-ярким, солнечным, оптимистичным, от картин веяло радостью жизни и любви. Скандинавский импрессионизм более сдержанный, более «прохладный», меньше света и солнца, краски более сдержанные, от него веет покоем и задумчивостью. Так мне кажется.
Как всегда, в следующем посте вы можете посмотреть видеоролик о шведском импрессионизме в сопровождении этнической фольклорной музыки.
Ссылки: 1.
https://litlife.club/br/?b=204606&p=1132.
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st023.shtml3.
http://www.newpaintart.ru/4.
http://www.askart.com/5.
https://www.bukowskis.com/en6.
https://www.artsignaturedictionary.com/7.
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Media_contributed_by_Nationalmuseum_Stockholm:_2016-10