galik_123 Русский авангард в Смоленской галерее По коридору второго этажа наконец направляемся в зал русского авангарда - с большим интересом и в ожидании новых открытий. И ожидания наши оправдались, как только мы вошли в этот зал и почувствовали, что картины этого скандального в своё время русского авангарда ещё и теперь обладают сильной энергетикой. Захваченные увиденным, отсняли почти все картины. Зал, в общем-то, небольшой, но мы всё ходили по кругу и никак не могли из него выбраться.
В начале ХХ века художественная жизнь в России решительно переменилась и на сцену вышел русский авангард. Искусство уже не рассматривалось как непосредственное отражение действительности. Русские художники объединялись в новые союзы "Голубая роза", "Бубновый валет" - уже одни названия, чего стоят. Роберт Фальк, Аристарх Лентулов, Петр Кончаловский, Илья Машков, Александр Куприн, Василий Рождественский искали новые живописные приёмы. Все эти молодые в то время художники представлены в экспозиции Смоленской картинной галереи. Триумф русского авангарда был немыслим и без участия женщин-художников Любови Поповой и Наталии Гончаровой. И нам повезло, что работы этих художниц, часто представляющие русский авангард в мире, оказались на своём родном месте.
Вот эта знаменитая картина Любови Поповой - настоящий живописный эксперимент. В ней художница раскладывает пространство и объекты на геометрические фигуры, чтобы они начали двигаться и вращаться и превращает статику - в динамику.
Любовь Сергеевна Попова (1889-1924). Дама с гитарой, 1915
На стене напротив висят два пейзажа Смоленска не очень известного художника Чеслава Стефанского. В 1918-1922 годы Стефанский работал в Смоленске. В то время он участвовал в выставках вместе с Казимиром Малевичем, был одним из ведущих художников Смоленска, потом Ельни, в 1922 году переехал в Москву.
Чеслав Казимирович Стефанский (1889-1942). Смоленск. Фонари зажигаются
Чеслав Казимирович Стефанский (1889-1942). Смоленск.Сумерки
А на стене между этими работами экспонируются картины Лентулова, Рождественского, Цапенко и Грищенко.
.
Дальше, по порядку - разноцветный радостный мир Аристарха Лентулова в "Городском пейзаже".
Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943). Городской пейзаж, 1918
Рядом - пейзажи Рождественского.
Василий Васильевич Рождественский (1884-1963). Азия. Женщина в парандже, 1926
Слева - Василий Васильевич Рождественский. Зима, 1918-1920. Справа наверху - Борис Михайлович Цапенко (1863-1941). Автопортрет, 1930-е. Внизу - Алексей Васильевич Грищенко (1883-1977). Крепость в Ассизи, 1913
В центре зала ...
Александр Васильевич Шипицин (1897-1943). На улице (два мопса), 1929
Георгий Михайлович Шегаль (1889-1956). Автопортрет, 1920
Справа на стене видна ещё одна картина, которой гордится Смоленская галерея - работа Натальи Гончаровой.
Наталья Гончарова черпала вдохновение в русской иконе, народных лубочных картинках, в языческих идолах. Особенностью ее живописи тоже был постоянный эксперимент.
Наталья Сергеевна Гончарова (1883-1962). Натюрморт (свёртки и каменная баба),1910-1911
Другой ракурс... и видим картины Машкова и Куприна.
Женский портрет - одна из программных работ Машкова досоветского периода. Машкову, набравшемуся жизненного опыта в лавках у торговцев, эстетика вывесок и городского наивного искусства особенно близка.
Машков Илья Иванович (1881-1944). Женский портрет, 1912-1914
Александр Васильевич Куприн (1880-1960). Мост
Рядом с этими работами слева висит портрет кисти Петра Кончаловского, одного из основателей, а позднее и председателя "Бубнового валета". Справа на стенде - работы Булычёва и Козьмина.
Пётр Петрович Кончаловский (1876-1954). Портрет адвоката Бориса Брауна
Александр Павлович Булычёв (1894-1946). Магнолии, 1930
Михаил Иванович Козьмин (1894-1950). Портрет жены художника,
Молодые мастера были склонны к эпатажу, так Роберт Фальк провоцирует публику уже одним названием своей картины. Он использует некоторые приемы "вывесочного" примитива. В лубочной манере написаны цветные мазанки провинциальной улицы, фигура человека, стадо свиней.
Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958). Пейзаж со свиньями, 1912
Картина "Мираж в степи" в числе произведений, знаменующих высший расцвет таланта Кузнецова. Художник будто случайно увидел все эти образы, фигуры, предметы. Они такие неясные, что, кажется, привиделись ему.
Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878-1968). Мираж в степи, 1913
И в конце - два чудесных портрета, уже 30-х годов...
Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958). Портрет молодого мужчины, 1930
Михаил Львович Гуревич (1904-1943). Портрет девушки, 1930-е