Оригинал взят у
kykolnik в
«Как потопаешь, так и полопаешь...» Кто-то во всю старается, тыквы собирает, а у меня совсем другое развлечение -
засолка и квашение капустки!
«А вот и радость: капусту рубим!
После Воздвиженья принимаются парить кади под капусту. Горкин говорит - «огурчики дело важное, для скусу, а без капустки не проживешь, самая заправка наша, робочая». Опять на дворе дымятся кадки, столбами пар. Новенькие щиты, для гнета, блестят на солнце смолистой елкой. Сечки отчищены до блеска.
Двадцать возов капусты, весь двор завален: бело-зеленая гора, рубить-не-перерубить. Василь Василич заправляет одним корытом, другим - я с Горкиным. Корыта из толстых досок, огромные, десять сечек с каждого боку рубят, весело слушать туканье, - как пляшут. В том корыте серую капусту рубят, а в нашем - белую.
Туда отбирают кочни позеленей, сдают зеленые листья с нашей, а в наше корыто кидают беленькую, «молочную». Называют - «хозяйское корыто». Я шепчу Горкину - «а им почему зеленую?». Он ухмыляется на меня:
- Знаю, чего ты думаешь... Обиды тут нет, касатик. Ваша послаще будет, а мы покрепчей любим, с горчинкой, куда вкусней... и как заквасится, у ней и дух пронзей... самая знаменитая капуста наша, серячок-то.
Все надо по порядку. Сперва обсекают «сочень», валят в корыто кочни, а самое «сердечко» в корыто не бросают, в артель идет. Когда ссекают - будто сочно распарывают что-то, совсем живое. Как наполнится полкорыта, Горкин крестится и велит:
- С Богом... зачинай, робятки!
Начинается сочное шипенье, будто по снегу рубят, - так жвакает. А потом - туп-туп-туп... тупы-туки... тупы-туки... - двадцать да двадцать сечек! Молча: нельзя запеть. И Горкин не запретил бы, пригодную какую песню, - любит работу с песнями, - да только нельзя запеть, «духу не выдержать».
- Годи, робята...
Горкин черпает из корыта, трясет в горсти: мелко, ровно, капустинка-то к капустнике. Опять начинают сечку, хряпают звонко кочерыжки. Горкин мне выбирает самые кончики от хряпки: надавишь зубом - так и отскочит звонко, как сахарок. Приятно смотреть, как хряпают. Редиской пахнет. Швыряются кочерыжками - объелись. Веселая - капуста эта! Ссыпают в кадки, перестилают солью. Горкин молитву шепчет... Про «жертву радования»....»
Иван Сергеевич Шмелёв «Лето господне»
Henry John Yeend King (British, 1855-1924) «Cabbage gatherer»
Arthur Melville (British, 1858 - 1904) «A Cabbage Garden» 1877
Автора по подписи разобрать не удалось. В первоисточнике указан "Ковтуненко", что не соответствует действительности.
Clara Southern (Australian, 1860-1940) «The cabbage patch» 1899