«Сколько раз я завидовал мужикам за их безграмотность и неучёность. Из тех положений веры, из которых для меня выходили явные бессмыслицы, для них не выходило ничего ложного; они могли принимать их и могли верить в истину, в ту истину, в которую и я верил. Только для меня, несчастного, ясно было, что истина тончайшими нитями переплетена с ложью и что я не могу принять её в таком виде,» - Л.Н. Толстой “Исповедь”.
Когда обращаешь внимание человека НЕ Русской культуры (например, католика-европейца) на моменты откровенной безнравственности и жестокости в Библии, он их старается либо оправдать, либо соглашается с ними, объясняя это тем, что так тому и дОлжно быть: «Христос терпел и нам велел...»
Общаясь же с людьми Русской культуры, придерживающимися православной веры, зачастую ситуация иная: человек нравственно не приемлет содержательную сторону Ветхого завета, поэтому оставляет для себя из Библии только всё “лучшее”, т.е допустимое по его нравам (чаще всего некоторые источники Нового Завета), и получившуюся идеологию именует Православием.
То есть русский православный человек, не поглощённый библейскими догматами, ищет праведные (с позиций его мировоззрения) моменты в канонических источниках, тем не менее, не выходя за рамки Библии.
Отчего так получается? Рождаясь, человек испытывает тягу к чему-то Высшему (неспроста образ Бога в той или иной форме присутствует в каждой культуре: от африканских дикарей до «цивилизованного» Запада). Но на пути человека к познанию Высшего встают земные идеологии. Поэтому искренние чувства и стремления к духовному росту упираются в стену (или потолок) заповедей и канонов, сформулированных самИми же людьми.
В итоге человек отождествляет образ Бога только с символикой церковного института, который чаще всего выбирает, исходя из исторически сложившихся верований своей семьи и своего народа. Искренне верующему просто никто не сказал, что есть возможность познавать мироздание по-другому.
«Если и есть различие между явно исповедующими православие и отрицающими его, то явно не в пользу первых,» - Л.Н. Толстой “Исповедь”.
Бог не безучастен к происходящему на Земле. Поэтому человек в своей жизни будет попадать в обстоятельства, в которых он сможет задуматься над истинностью своей веры.
Многие люди Русской культуры, у которых в крови - идея справедливости, хоть и официально являются православными, но в их головах живут идеи веры ПО СОВЕСТИ БОГУ единому для всех живущих на Земле, правда сформулированные в библейской лексике, которая в результате нахождения человека в библейской культуре стала определённым контуром, допускающим предельные рамки потенциального развития индивида, приверженному библейским заветам.
Почему нельзя выбрать из Библии лишь условно “хорошие” моменты и составить идеологию, основанную только на них? Это ничего не изменит, т.к. православие вписано в более объемлющую библейскую доктрину, поэтому получается, как в рекламе: если вы возлЮбите Новый завет, то Ветхий завет вы возлЮбите совершенно бесплатно.
Целиком же Библию человек Русской культуры ни за что не примет, если будет ознакомлен с её содержанием. Он может повторять молитвы за старшими, может ходить в церковь слушать добрые слова от батюшки, но всё это - НЕ ЕСТЬ ХРИСТИАНСТВО. Это нравственно приемлемые ориентиры, которые за незнанием лучшего "одеты" в оболочку Библии.
«Люди живут так, как все живут, а живут все на основании начал, не только не имеющих ничего общего с вероучением, но большею частью противоположных ему,» - Л.Н. Толстой “Исповедь”.
Но, не смотря на 1025-х летнее промывание мозгов Библией (и её разновидностями), в человеческих сердцах остались и Справедливость, и Любовь. Люди Русской цивилизации стремятся не к страданиям, а к счастью. А благодаря присущей щедрости - счастья русские хотят для каждого Человека.