Кинорежиссер Владимир Бортко затаил обиду на телеканал "Россия". Настолько, что собирается с ним судиться.
При повторном показе его телеэкранизации "Мастер и Маргарита" из нее выпал эпизод с трагической гибелью писателя Михаила Берлиоза. Это было как бы двойное убийство образованного атеиста. В первом случае подозрение пало на иностранного шпиона Воланда. Во втором -- на руководство телеканала "Россия", которое, беспокоясь о психике детей рискнуло вырезать несколько кадров с головой писателя, отсоединенной от его туловища посредством трамвая.
Пресс-служба канала сослалась на соответствующий закон, принятый, вероятно, не без поддержки члена Госдумы и зампредседателя комитета по культуре товарища Бортко.
Конечно, я сочувствую режиссеру с одной тороны. С другой стороны, извините, злорадствую: о чем вы думали, мастер кино, когда принимали столь антихудожественную законодательную норму?
Есть еще и третья сторона. Та часть сериала, что посвящена Мастеру, Маргарите, Пилату и Иешуа, смотрится не здорово. А вот весь советский морок показался мне даже очень злободневным. Тот абсурд 30-х годов, который еще недавно воспринимался как гротескное преувеличение, теперь таковым не кажется на фоне разбушевавшегося мракобесия в наше время и таких существенных его ингредиентов, как стукачество, шпиономания, демагогия, невежество и т.д. Снова, как и тогда зла не хватает на все это. Снова, как и тогда, невольно в сердцах зовешь черта.
Тогда явился Воланд -- вполне себе образованный и даже гуманный сатана.
Теперь, если верить Звягинцеву, к нам приплыл Левиафан -- морское чудовище. Кто-то не верит в эту новую чертовщину. Остальные не верят Звягинцеву. Уже довольно скорое будущее покажет, кто прав.
***
А пока вернемся к настоящему. Согласитесь любители искусства, что этот частный случай абсурда с выкинутой головой Берлиоза из сериала естественным образом вписывается в ту картину советской действительности, над которой посмеялся сначала Булгаков, а следом за ним -- и Бортко.
Режиссер Бортко, стало быть, оказался нечаянно персонажем собственной картины. Мягко говоря, не самым умным.