Правозащитники Нерюнгри (Якутия) - члены региональной общественной организации «Народное право», которую в этом городе возглавляет Лариса Березина, попытались прояснить у одного из кандидатов от Единой России на главу города отдельные моменты его предвыборной программы. О том, что из этого получилось, рассказывает нерюнгринский журналист Зоя Румянцева.
О ШОФЕРЕ, КОТОРЫЙ «ВСЁ ПЕРЕПУТАЛ»…
О встрече с кандидатом на главу города Нерюнгри Леонидом Олейником руководитель правозащитной организации «Народное право» Лариса Березина условилась заранее, воспользовавшись визиткой кандидата с указанием телефона «горячей линии» (8-924-769-96-01). В штабе затруднились ответить на вопрос правозащитников по КСО (контрольно-счетный орган), но дали согласие на встречу.
Правда, на следующий день, при уточнении времени визита по тому же телефонному номеру, милый женский голос пояснил, что «по КСО никто не мог говорить с Вами вчера. Леонид Николаевич был на встрече. Это шофер, который, как всегда, все перепутал…»
Уже с этого момента ситуация начинала походить на анекдотическую, и ничего хорошего не обещала. Опытный правозащитник Лариса Березина трезво решила подстраховаться. В пятницу, 5 октября, она отправила в предвыборный штаб Леонида Олейника официальную телеграмму с уведомлением о ее вручении. В телеграмме говорилось о том, что восьмого октября сего года ровно в 12.00 она будет в штабе по вопросу предвыборной программы кандидата.
Но принесенная 5 октября телеграмма в штаб не попала. На бланке телеграммы за подписью доставщика Горюновой значилось: «Телеграмма не доставлена. Закрыто. Оставлено извещение. 05.10.2012г.».
По указанному в извещении адресу никто не пришел, по указанному там же телефону никто не позвонил, и 8 октября в понедельник ровно в 9 утра телеграмму доставили вторично. На сей раз удачно, о чем свидетельствует подлинник корешка телеграммы. Сама Горюнова при этом показала, что за телеграмму, доставленную в 9.00 08.10.12г., никто в штабе расписываться не стал, ее обращение проигнорировали. С чем она и ушла.
Тем не менее, делегацию общественной организации узнали еще на крыльце торгового центра «Каскад» и по всем правилам гостеприимства пригласили на третий этаж, где располагается штаб. Попросили подождать в вестибюле. Было без пятнадцати минут двенадцать. А ровно в полдень мы уже беседовали с человеком, назвавшимся доверенным лицом Олейника, - Артуром Яковлевым.
Чтобы не быть голословным и не выглядеть хамами и дебоширами, не остается ничего, кроме как привести выдержки из аудиозаписи беседы. Диктофон был включен с первой минуты разговора и не выключался до момента выхода из кабинета.
О РОВНЫХ ДОРОГАХ
Березина: - По пункту «Ровные дороги»: перевести городские дороги на баланс МО «Город Нерюнгри». Каким образом Вы собираетесь это сделать?
Яковлев: - Ну как? В настоящее время не все дороги приняты на баланс города. Официальной процедуры передачи не было. Будет официальная процедура - дороги будут приняты.
- Вы знаете, что паспорта на городские дороги признаны комиссией не соответствующими сегодняшним реалиям…
- Нужна экспертиза…
- Экспертиза уже проведена. Вопрос в том, кто будет заниматься паспортами. Это порядка 100 тысяч рублей.
- Я сейчас не готов Вам ответить.
- Но у вас должна быть разработана программа по дорогам, в соответствии с чем Вы и вносите ее отдельным пунктом.
- В предвыборной программе все написано…
- Здесь нет ни цифр в рублях, ни дат. Значит, такой программы у Вас нет, и Вы не можете ответить на этот вопрос?
- Вы поймите, Русинов - руководитель города, и у него, конечно, есть такая программа, он знает нюансы, касающиеся разработки и внедрения данной программы…
- Как же в таком случае Леонид Олейник, доверенным лицом которого Вы являетесь, собирается стать мэром города и обещает нам ровные дороги?
- Почему Вы считаете, что такая программа не разработана?
- Покажите мне ее. Ведь я, если не ошибаюсь, нахожусь в его предвыборном штабе?
- Подождите, Лариса Юрьевна. Вы сюда пришли провоцировать меня своими вопросами?
- Нет. Значит, вопрос по городским дорогам мы убираем?
- Тем более, под запись Вы здесь ведете… Я не пойму, зачем это нужно?
- А как по-другому? Журналист будет писать об этом.
- Так Вы на интервью пришли? С этого и надо было начинать.
ОБ ИНТЕРВЬЮ И ОБ ЮРИСТЕ
- Да, я задаю вопросы, вы отвечаете.
- Давайте сделаем так. Если Вы хотите официально, с корреспондентом поработать, давайте я тогда определюсь со своим юристом и со своим кандидатом.
- А зачем здесь юрист? У Вас конкретная программа, у нас - конкретные вопросы по ней…
- Лариса Юрьeвна, только через юриста, только так будет вопрос стоять.
- Подождите, когда я звонила на той неделе по КСО, - я с Вами тогда разговаривала? Я спрашивала, почему КСО города отдают КСО района. А на следующий день оказалось, что со мной говорил какой-то шофер. Скажите, это нормально, когда на телефон, данный кандидатом, начинают отвечать шофера?
- Я не буду с Вами больше разговаривать. Пожалуйста, покиньте кабинет!
- Значит, и на этот вопрос Вы не можете ответить.
- На этот вопрос я буду отвечать Вам только в присутствии юриста.
- Да не мне ответьте. Это люди пришли.
- Я понимаю, что за люди, и кто пришел…
- То есть, Вы нас выгоняете?
- Я не выгоняю Вас. Просто придете тогда, когда здесь будет юрист.
- Я первый раз слышу, чтобы у кандидата был юрист, чтобы отвечать на вопросы избирателей. Вас уведомили о нашем приходе официальной телеграммой. У Вас было время подготовиться.
- Никакой телеграммы мы не получали… Нигде не расписывались… Не было телеграммы! Где роспись хоть одного сотрудника, что мы эту телеграмму получили?
- Послушайте, Вы - представители не только Олейника, но и партии «Единая Россия», которая его выдвинула. Участвовали в праймеризе, которая выдвигала его на главу района, теперь города. К вам приходит представитель общественности, которую Вы выгоняете из кабинета…
- Не выгоняем. Но нам надо же подготовиться? К тому же телеграмму мы не получали.
О ПРОВОКАЦИИ, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО…
Румянцева: Простите, чтобы поскорее закончить разговор, когда Вы будете готовы ответить на вопросы? Сколько вам нужно времени на консультации с юристами и адвокатами?
Березина: Я не стану встречаться с юристами и адвокатами. Я пришла говорить с кандидатом Олейником.
Грачев, член штаба доверенное лицо кандидата Олейника: Потому что то, о чем Вы спрашиваете, считаю провокацией.
Березина: А Вы, если не ошибаюсь, Грачев? Участвовали в праймеризе? В таком случае, откуда у Вас 25 подписей моих людей, которых на праймериз даже не пригласили?
Грачев: Где? Какие подписи? «Народного права»? А Вы - эти … с Вами я так и не встретился…
Березина: - Мы - не «эти», а общественная организация… Любой руководитель, района, города, кто бы им ни стал, всегда должен отвечать на вопросы общественности. Это он - для людей, а не люди - для него. Я ведь ничего лишнего с собой не принесла, я принесла газету - последний выпуск «Вечернего Нерюнгри» с предвыборной программой Леонида Олейника - «Уютный Нерюнгри». Пришла, чтобы спросить: как будут выполняться Ваши предвыборные обещания? В какой провокации Вы меня уличили?
Яковлев: Появится Леонид Николаевич - и расскажет Вам. Когда? Он на встречах. Телеграммы Вашей, повторяю, мы не получали. А вы так воинственно себя здесь ведете…
Румянцева: Понимаете, я не стала скрывать, что наш разговор записывается. Я держала диктофон в руках с первой минуты разговора, и села рядом с Вами. Держала в открытую, дабы самой обезопаситься от провокаций.
Яковлев: А я Вам давал согласие на его использование? Согласие мое надо или нет? Это мое личное мнение, и я не хочу предавать его огласке. И давайте заканчивать. Вы не предупредили о своем приходе. И уж Леонид Николаевич не отказался бы от встречи, поверьте мне…
Березина: Вы уже отказались от своих слов, когда я спросила по поводу КСО.
Яковлев: А что такое КСО?
Березина: А-а-а! Ну, все тогда…, у меня больше нет вопросов…
О КОМАНДЕ
- Зачем тогда приходили? Провокации устраивать?..
Последний вопрос был задан и.о. редактора газеты «Просто Нюрка» Сергеем Сумченко. От того, как неожиданно и тихо он здесь появился, складывалось впечатление, что его сюда срочно пригласили сразу после нашего прихода. Пригласили, как на горячие пирожки, - руководитель «Народного права» пришла в штаб Олейника, чтобы своими вопросами устроить там провокацию, а, если получится, то и дебош. Вот, мол, какая команда у Русинова, ему под стать... А посему - ату его!
А я бы сказала наоборот. Вот какую команду выбрал себе кандидат от Единой России: все как один лукавят, и не краснеют! Не было телеграммы - и все тут!
С чьей стороны была провокация, судить Вам, читатель. Разговор записан на диктофон и передан слово в слово не случайно. Запись будет храниться. Авось понадобится когда-нибудь. Но что тени исчезают в полдень, очевидно…
Зоя РУМЯНЦЕВА.