Что же случилось за то время, пока самолет раз за разом заходил на посадку? И как вообще могло случиться, что пилот не подчинился приказу диспетчера и не ушел на запасной аэродром?
Попробуем смоделировать ситуацию: пилот - диспетчер - пассажиры. Точнее: элитный экипаж - непростые пассажиры - простой диспетчер.
Что делает пилот при указании диспетчера изменить курс? Безоговорочно подчиняется.
Что делает элитный пилот? Просит диспетчера принять во внимание свой опыт и разрешить продолжать полет/посадку.
Что делает пилот, на борту которого высокопоставленные, избранные пассажиры? Идет в салон самолета и докладывает ситуацию.
И вот тут вступают в противоречие - здравый смысл, государственные обязательства и привычка избранных повелевать. Здравый смысл в лице диспетчера говорит «Опасность чрезвычайно велика!»
Обязательства нашептывают «Там сотни людей ждут».
Привычка избранного негодует «Как смеет какой-то диспетчер-перестраховщик мне запрещать?»
Элитный пилот не может не понимать всей опасности и пытается убедить непростого пассажира внять голосу рассудка. Вряд ли мы узнаем какими именно словами этот непростой избранный пассажир аргументировал необходимость совершить посадку в сложнейших погодных условиях: в салоне не фиксируются переговоры, а пилот вряд ли докладывал по внутренней связи, а приходил к пассажиру лично.
Надо отдать должное наземным службам, которые неустанно отказывали в посадке.
Наверняка диспетчер неоднократно докладывал своему высокому начальству о настойчивых требованиях польского экипажа выполнить посадку. Наверняка, высокое начальство консультировалось со своим еще более высоким начальством: пассажир-то не простой, а избранный, и дела-то у него не простые, а государственные.
Возможно, непростой пассажир заподозрил излишнюю перестраховку земных служб, возможно, слишком уверовал в опыт элитного экипажа, возможно, понадеялся на свою избранность.
Напомним, что в ноябре 2008 г. Президент Польши подверг свою жизнь опасности, согласившись на поездку с М.Саакашвили в приграничный район Грузия-Северная Осетия. Тогда кортеж двух президентов якобы был подвергнут обстрелу.
Как бы то ни было, польский экипаж принял решение следовать до места назначения. Ту-154 покинул зону ответственности белорусских диспетчеров в 10:22 по московскому времени, и спустя 36 минут произошла катастрофа, которая еще ох как скажется не только на отношениях нескольких стран, но и на репутации самолета ТУ-154.
Так в чем же все-таки причины катастрофы? Не технические, о которой дадут заключение комиссии двух стран, а причины более важные - психологические.
На наш взгляд причины достаточно простые - в чувстве собственного превосходства и пренебрежение над Законом. Может пора высокопоставленным лицам научиться подчиняться правилам, инструкциям, распоряжениям профессионалов? Может, будь это чувство превосходства менее значительным, а избранные более дисциплинированными, до сих пор были бы в строю губернаторы Александр Лебедь, Михаил Евдокимов и другие менее известные политики и бизнесмены. Может, будь Закон более уважаем, были бы живы еще десятки простых людей, которые стали жертвами чувства собственного превосходства избранных.
Правила-то придумали не для возвышения избранных, а для безопасности Человека - будь он дворник или олигарх.
---
источник:
Якутский микс