70 лет назад была прорвана блокада Ленинграда, которая длилась с 8 сентября 1941 года до 18 января 1943 года, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от блокады. За 900 дней блокады погибло, по разным данным, от 300 тысяч до 1,5 миллиона человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода. Люди преодолели это страшное время благодаря мощной советской пропаганде, которая поднимала боевой дух, патриотизм, чувство товарищества. И в ряду самых разных мероприятий особенное место занимала культура.
Сталин как никто другой понимал важность культуры и духовности в воспитании патриотизма, поэтому несмотря на блокаду в городе продолжалась культурная, интеллектуальная жизнь. Летом 1942 года были открыты некоторые учебные заведения, театры и кинотеатры; состоялись даже несколько джазовых концертов. В первую блокадную зиму продолжали работать несколько театров и библиотек - в частности, на протяжении всего периода блокады были открыты Государственная Публичная библиотека и библиотека Академии наук. Не прерывало своей работы Ленинградское радио. В августе 1942 года была вновь открыта городская филармония, где стали регулярно исполнять классическую музыку. Во время первого концерта 9 августа в филармонии оркестром ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга была впервые исполнена знаменитая Ленинградская Героическая симфония Дмитрия Шостаковича, ставшая музыкальным символом блокады.
Показателем верной пропаганды является Всесоюзный институт растениеводства, обладавший и обладающий гигантским семенным фондом в несколько тонн уникальных зерновых культур, из которых не было тронуто ни одного зерна. 28 сотрудников института умерли от голода, но сохранили материалы, способные помочь послевоенному восстановлению сельского хозяйства. Люди думали о будущем, принося свои жизни в жертву стране.
А что происходит сегодня в стабильной России? Слово «патриотизм» стало едва ли не ругательным - чаще говорят презрительно «патриёт», а «коллективизм» вообще ушло из нашего лексикона. Сравним «важнейшее из искусств» - кино.
В трудные годы коллективизации поднимали веру в светлое будущее «Богатая невеста», реально фантазировали о технических достижениях СССР «Два океана», люди десятки раз ходили на «Чапаева», надеялись, что он выплывет… Еще были бессмертный «Броненосец Потемкин», «Путевка в жизнь», великолепные комедии «Веселые ребята», «Вратарь», «Волга-Волга».
А во время войны создавали шедевры о «Два бойца», «Валерий Чкалов», поднимали боевой дух историческими фильмами «Кутузов», «Иван Грозный», «Богдан Хмельницкий». Не забывали и детей: «Конек-Горбунок», «Жила-была девочка», «Пятнадцатилетний капитан», «Мы с Урала».
И в труднейшие послевоенные годы государство не забывало о культуре: партиотические «Адмирал Нахимов», «Тарас Шевченко», «Молодая гвардия», комедии «Кубанские казаки», «Карандаш на льду», «Первая перчатка», драмы «Первоклассница», «Непокоренные», сказки «Золушка», «Садко» и множество прекраснейших мультфильмов «Каменный цветок», «Снегурочка», «Цветик-семицветик».
А с развалом СССР новое руководство страны почему-то решило, что руководство КПСС ничего не понимало в пропаганде и культуре, всякие «веселые картинки» это забава для бездельников, а главное для России - это деньги.
И понеслась… «По прозвищу «Зверь», «Палач», «Я объявляю вам войну» (и это лучшие ленты!», а были еще «Счастливого Рождества в Париже, или Банда лесбиянок», «Линия смерти» (персонажи: мафиози, жена дипломата в прошлом элитная проститутка, просто элитная проститутка и т.п.)
Такое впечатление, что вся страна - от подростков до высших руководителей - охвачена одной страстью: рубить бабло здесь и сейчас! Любыми способами - от тупой торговли телом до всероссийской пирамиды МММ. Выпущенный на волю джинн похабства, разврата, насилия и секса начал культивировать образы «благородных» бандитов, мстителей-одиночек, богатых проституток и проч…
Дошло до того, что мальчишки начали играть в бандита Сашу Белого из сериала «Бригада», взрослые брать пример с «Ворошиловского стрелка», а журналисты при описании мошеннических схем и бандитских грабежей употребляют слово «заработали». Замечательный вид «заработка» - ударить человека битой по голове и выпотрошить карманы.
Конечно, с точки зрения «рубить бабло» - это классные проекты! Сделали дешевый фильм без костюмов, без декораций, на потребу дешевой публике - и уже через месяц «отбили бабки», а еще через месяц получили десяток миллионов.
А как быть с народом, у которого развенчали достижения прошлого? Нет ни целей, ни духовных ориентиров. Нынешние лидеры опустили культуру «ниже плинтуса»: финансирование библиотек и зарплата культработников - мизерная, киноиндустрия не контролируется (также как газеты, журналы), на Интернет вообще махнули рукой.
Единственное, на что обращает внимание власть - это собственные, государственные СМИ. Да и то занимается только финансированием ради самопиара, эффективность которого стремится к нулю по причине бездарности и лизоблюдства исполнителей.
Судя по тому, что никто не занимается такими стратегическими целями, как патриотизм и духовность, ни один руководитель государства не планирует жить в России дольше своего выборного срока. Походя господа временщики отняли у страны прошлое и не дали надежду на будущее. А как жить народу?...