Министерство образования проводит республиканский месячник психологического здоровья детей и подростков. Ни для кого не секрет, что количество детских самоубийств в Якутии давно вызывает тревогу. Во время проведения этого самого месячника покончила с собой 14-летняя школьница… Но не у всех действия министерства вызывают одобрение. В прокуратуру поступило заявление от депутата Нерюнгринского районного совета депутатов Александра Силина, в котором он призывает остановить действующие антисуицидальные мероприятия. Почему?
СТРАННЫЕ ТЕСТЫ
Мы связались с Александром Александровичем, и вот что он нам поведал:
- Когда я взглянул на тесты, предлагаемые школьникам, то просто пришел в ужас!
- Что в них так ужасает?
- А вы взгляните на так называемый «Опросник суицидального риска» (модификация Т. Н. Разуваевой. - Я. Н.) и «Шкалу безнадежности Бека», которые используются для тестов. Они же программируют на обратное. А шкала Бека и вовсе разработана не для подростков, но для людей, уже пытавшихся свести счеты с жизнью! Кто разрешил проводить такое тестирование в школах?
- Видимо, управление образования.
- Вы бы видели ответ, который пришел из управления образования на мой депутатский запрос - чистой воды отписка! Вкратце: разработка методических пособий не входит в их компетенцию, и именно поэтому они не имеют возможности мне эти методики предоставить. Причем тут разработка, когда вопрос стоит о том, кто разрешил применять конкретно две этих методики? Я написал заявление в прокуратуру, потому что уверен: эти методики применяются в наших школах незаконно и имеют не антисуицидальную направленность, а как раз совершенно обратный эффект! Правильно в народе говорят: «Хочешь провалить дело - поручи его чиновникам». Я намерен разбираться с этим беззаконием и «мероприятиями» для очередной галочки до победного конца! В конце концов, это наши дети, а не подопытные кролики!
ВОПРОСЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ШКОЛЬНИКАМ *ИЗ ОПРОСНИКА РАЗУВАЕВОЙ:
- Вы все чувствуете острее, чем большинство людей.
- Вас часто одолевают мрачные мысли.
- Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.
- В случае неудачи Вам трудно начать новое дело.
- Вам определенно не везет в жизни.
- Учиться Вам стало труднее, чем раньше.
- Большинство людей довольны жизнью больше, чем Вы.
- Вы считаете, что смерть является искуплением грехов.
- Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни.
…всего 29 тому подобных пунктов!
*ИЗ АНКЕТЫ ААРОНА БЕКА
- Мне пора сдаться, т. к. я ничего не могу изменить к лучшему;
- У меня нет никаких просветов и нет причин верить, что они появятся в будущем;
- Всё, что я вижу впереди, - скорее неприятности, чем радости;
- Я не надеюсь достичь того, чего действительно хочу,
и так далее.
Вас лично ничего в них не смущает?
СЛУЖБА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Далее за комментариями мы обратились к специалистам, непосредственно занимающимся тестированием школьников. Елена Семенова и Антонина Андросова - педагоги-психологи Службы практической психологии Республиканского центра психолого-медико-социальной помощи для детей, нуждающихся в психологопедагогической помощи, при министерстве образования республики.
- В школах не предусмотрены часы по психологии, - рассказывает Елена Никитична, - это хорошо, когда школы сами вводят такой предмет в расписание, но повсеместно этого нет, поэтому в 2008 году в министерстве было принято решение проводить месячники, которые будут направлены на сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Это сделано для того, чтобы каждая школа еще раз задумалась о том, насколько комфортно и безопасно в ней детям, еще раз определила содержание работы и конкретных мероприятий, направленных на полноценное и гармоничное развитие личности каждого ребенка. В рамках этих мероприятий два раза в год - осенью и весной - проводим тестирования, тренинги, занятия для всех участников образовательного процесса. Осенью, потому что идет адаптация к школьной среде, а весной - второй срез - отслеживаем результаты.
- Что делается, кроме тестов?
- Стараемся, чтобы больше проводились психологические занятия для детей, родителей и педагогов, расширялись спектры профилактики, активизировалось участие родителей и общественности.
- В 2012 году Павел Астахов отправил правительственную телеграмму Владимиру Путину, описав в ней истинные масштабы суицидов детей и подростков, охватившие страну. В ней Астахов рекомендует ввести в школах должность суицидолога. Текст телеграммы спустили во все ведомственные учреждения образования, в том числе и в нашем регионе. Как продвигается это поручение?
- У нас и психологи-то не во всех школах есть, - подключается Антонина Николаевна, - но потихоньку их количество растет.
- Вы знаете, суицидология - это все-таки прерогатива медиков, - говорит Елена Никитична, - поэтому в прошлом году Минздраву было дано поручение по созданию кабинетов кризисной помощи. Правда, там было много сложностей, но пару кабинетов все же при поликлиниках открыли. Там и должны быть штаты детских психиатров: их отсутствие - проблема не только нашей республики, но и всей страны в целом. Конечно, мы были бы рады увеличению количества подобных служб.
- Но каждая школа обязана иметь в штате психолога - это одно из условий ее лицензирования.
- Норматив - на каждые пятьсот детей один психолог. Но ведь есть школы, в которых и по сто детей учится. Поскольку перешли на «подушевую» оплату, психолог в таких образовательных учреждениях работает лишь на полставки, и это очень нежелательное явление, ведь непонятно, как при этом быть - обслуживать лишь половину детей или использовать свой арсенал наполовину.
- Тестирование школьников проводится с согласия родителей?
- Психологические исследования различного плана среди школьников до 15 лет проводятся лишь с согласия родителей (законных представителей), а после 15 лет старшеклассник сам решает, пройти ему тот или иной тест.
- Депутат Силин утверждает, что анкетирование, проводимое в рамках месячника в нерюнгринских школах, имеет не антисуицидальный, а как раз таки обратный эффект. Об этом говорит и специализация авторов тестов. Госпожа Разуваева - специалист по инновационной деятельности педколлектива, а господин Бек рекомендован людям, у которых уже были суицидальные попытки.
- Мы работаем по скрининг-методикам, и только в случаях, если это рекомендовано, стандартизировано, апробировано, проверено. Бека - да, мы используем его шкалу, но только в случаях выявления суицидального риска, когда необходимо перепроверить результаты других методик, поскольку сложно говорить о фактах риска, ссылаясь только на один диагностический материал, ведь риск имеет мультифакторную природу и не часто выявляется. По поводу Разуваевой - в пакете рекомендованных министерством образования ее методики точно нет.
- Тогда почему ее применяют в школах?
- Видимо, по собственному усмотрению. Помимо рекомендованных министерством образования методик, каждая школа имеет право использовать любые стандартизованные методики.
- А кем разработаны те методики, которые используете в своей работе вы?
- Институтами развития образования. Кстати, Якутия первой из регионов приняла на уровне правительства свой план мероприятий по профилактике аутоагрессивного поведения «Я выбираю жизнь». Сейчас ведутся исследования, по результатам которых и будет принята программа, ведь использовать российские или американские методики по отношению к нашему региону, по сути, неграмотно. Так что все в процессе.
- Каков механизм оказания помощи в кризисных ситуациях?
- Механизм реагирования разработан. С кризисными состояниями мы ведем работу уже с 2002 года. Сейчас пакет дополнен инструктивным письмом российского министерства образования, в котором дан весь алгоритм работы с подростками. В первую очередь мы подключаем родителей, проводим психологическую реабилитацию, доводим до консультации неврологов и детского психиатра. Дело в том, что без разрешения родителей мы сами не имеем права вести ребенка к психиатру. Зачастую педагоги сами выполняют социальную роль, но ведь они не могут заменить собой социальные службы, да и в целом изменить социально-экономическое положение. Один из критериев проводимых месячников - взаимодействие всех служб: полиции, медиков, отделов опеки и попечительства, общественных организаций и так далее. Министерство образования инициировало создание программ межведомственного взаимодействия на уровне муниципалитетов, и во многих из них эти программы уже работают.
- Финансирование…
- По линии муниципалов. Ведь картину невозможно создать лишь одной ручкой. Так одна школа не решит всех этих проблем. Сложные вопросы, и решать их нужно всем миром.
- Обращение одной из родительниц в редакцию: ее 13-летнего сына постоянно избивают одноклассники. Перевести его в другую школу нет возможности, так как семья живет в Табаге. Как ей быть?
- Подключить классного руководителя, социального педагога, директора - они обязаны отреагировать на сложившуюся ситуацию, в конце концов, и у них есть вышестоящее начальство. Если речь идет о здоровье мальчика, писать заявление участковому, в полицию. Время нынче такое, что всюду нужно обращаться письменно, чтобы в конечном счете был результат. В любой ситуации мы должны действовать в защиту интересов ребенка.
Яна НИКУЛИНА, газета «Якутск Вечерний»