Волк войны не любит. Всегда уходит с мест, где гудят бои и льется кровь. Он не спешит возвращаться туда, где есть запах смерти и железа. Запах войны. Так балакали между собой бывалые казаки, вернувшиеся с войны в свои курени после победного мая 1945-го. И вздыхали, видя как много развелось падальщиков на полях, где два года шла кровавая битва с врагом. Когда бои стихли и фронт ушел за Днепр, в леса, рощи, луга и степи вернулась разная живность. Лисы, зайцы, кабаны, косули. Развелось и множество одичалых собак. Стаями рыскали они близ людского жилья, питаясь человеческим мёртвым мясом и противно воя ночами. Зверь стал привычен к человечине. Встреча с ним в поле не несла людям ничего хорошего. Вот и вспоминали казаки о хозяине донских степей - волке.
Кошка на развалинах своего дома 1943
И вскоре волк вернулся. Зверь стал наводить порядок. Поредели, а потом и вовсе исчезли стаи диких собак. Спрятались лисы и зайцы. А кабан ушел в непролазную лесную чащу и на болото. А волка, напротив, становилось больше. Волчьи семьи стали давать потомство. Жизнь выходила в привычную колею.
Степной волк
История это произошла на земле Примиусья в тех местах, где почти два года стоял Миус Фронт и, не переставая, шли бои. Волк добрался к долинам реки Миус в последнюю очередь. Слишком много войны оставалось здесь, даже после того, как выстрелы в этих местах сменились пением птиц. В конце мая 1947-го, а может быть и 48-го года в одной из заросших молодым кустарником балок на окраине села Русское нашли охотники погибшую волчицу. Было видно, что она, скорее всего, подорвалась на немецкой мине. Все туловище молодой волчицы было нашпиговано небольшими осколками и нижняя челюсть и вовсе оказалась вырванной. Рядом с ней крутились три малюсеньких серых комочка. Волчата, едва открывавшие угольки своих глаз, бегали рядом с погибшей мамкой и жалобно тыкались то в её окровавленный бок, то в грудь с застывшим навсегда молоком.
Трое щенят волка
Пожалели охотники беспомощных щенят и забрали в село. Пусть детвора порадуется. Тем более собак во дворах в то время почти не было. Немцы перестреляли всех. Дети мигом разобрали забавных волчат по домам. Один из щенков, девочка, оказалась совсем слабенькой и вскоре умерла. Школьный учитель биологии потом сказал, что кормили её неправильно. Волчица кормит щенков молоком и переваренным в желудке мясом, срыгивая его в пасть детёнышам. Но
откуда было знать об этом детям. Двоих волчат, однако, удалось выходить. Так появились в селе волчки.
Один жил у Мишки. Мишин отец пропал без вести в первые месяцы войны. И хоть Мишка и не знал совсем своего папку, вместе с мамой они очень надеялись на его возвращение. Мальчишке едва исполнилось 8 лет. Ни братьев, ни сестер у него не было, а мама работала в колхозе от зари до темна. Волчонок заменил Мишке не рожденных брата и сестру. Все свободное время они проводили вместе. Волчонок был назван Вовкой и хорошо знал свое имя. Мишка с Вовкой были неразлучны. Ходили вместе и по грибы и на рыбалку. Даже в школу Вовка провожал своего маленького хозяина до самых ворот. И там же дожидался после окончания уроков.
Мальчишка переживший войну
Другого волчонка взял себе Женька. Мальчику было уже 10 лет и жил он вместе со старшей сестрой и младшим братом. Отца у них не было. Погиб на Миус Фронте. Женя хорошо помнил и любил папу. Волчонок помогал Женьке, когда ему делалось невыносимо грустно от того, что отца уже не вернёшь. Мальчик назвал щенка Серый. Любя, он иногда называл волчонка Серёжа. Так и жили в селе два волчонка Вовка и Серый. Взрослые не возражали, хоть какая-то радость у ребятишек. Пусть играют с волчатами , лишь бы о войне быстрее забыли.
Ну куда уже было сельской детворе Примиусья выкинуть войну из головы, когда выйди из дома - и сразу увидишь сгоревший танк, упавший самолёт или покореженную взрывом пушку. Мальчишкам всё, что связано с войной, было интересно. Ребята каждые выходные выбирались из села и шли на холмы, где когда-то были немецкие позиции. В поисках разных необычных вещей, оставленных немцами в окопах и блиндажах, шарили любопытные мальчишки по местам боёв. Чего только не приносили они домой. Подушки и перины, которые фашисты отбирали у местных, чтобы обустроить землянки. Книги, посуду, карандаши, одежду, словом, все, что могло пригодиться в хозяйстве. Не несли в село только сладости - шоколадки, джем, консервы - их съедали на месте, и оружие. Карабины, автоматы и пистолеты прятали в кустах, подальше от взрослых. Из них потом стреляли по немецким каскам, представляя будто это настоящие, живые враги.
На месте боя 1943
Конечно, поиски эти были невероятно опасны. Везде у немецких позиций лежали горы боеприпасов и были установлены целые поля из мин. Многие блиндажи и укрытия были заминированы растяжками. Не сосчитать, сколько
сапёров, а затем и местных жителей, детей подорвались на установленных немцами смертоносных ловушках в первые годы после войны.
Миша и Женя, несмотря на разницу в возрасте, дружили, ходили вместе по выходным на немецкие позиции в поисках чего-то интересного. Волчков, конечно, тоже брали с собой. Там на полях сражений обнаружился у щенков удивительный талант - чувствовать мины и все взрывоопасное железо, как бы хитро оно не пряталось. Вначале Женька обратил внимание, что его Серый старается держаться чуть впереди него, что-то тщательно вынюхивая. Несколько раз Женя видел, как волчонок замирал на месте, а затем начинал кружиться, крутиться, привлекая его внимание к тщательно замаскированной мине или взрывоопасному устройству. Женька сообразил, что его Серый старается вынюхать мины по типу розыскной собаки- сапёра. Такую он с друзьями видел несколько раз в селе. Собака- сапер вместе с солдатами обследовала улицы их села после войны. Ох, сколько взрывных устройств удалось обнаружить тогда этой чудо- собаке. Жители села просили оставить её им, но саперы сказали, что таких собак очень мало и они нужнее на фронте.
Сапёры со своими собаками
Мишка тоже обратил внимание, что и его волчонок всегда предупреждает об опасности. Вовка садился у обнаруженной мины и начинал протяжно завывать.
Об удивительных способности волчков Женя и Миша рассказали матерям, а затем и в школе. В селе быстро решили использовать талант волчат во благо людям. Зверей было решено взять в отряд по разминированию полей и просёлочных дорог. Посмотреть, как проявят себя волчата. Миша и Женя с гордостью пошли вместе с ними. До этого в отряде разминирования были только старшие ребята, те, кому исполнилось 15 лет.
Немецкие мины найденные на Миус Фронте поисковиками
В первый же свой проверочный выход волчки нашли десятки хитро спрятанных недалеко от села противопехотных мин. Но главное, недалеко от старой фермы волчки учуяли фугас большой мощности. Заряд взрывчатки в нём был такой силы, что уничтожил бы трактор или машину, так что ни одного винтика бы не осталось. Всему отряду понравились волчата, и решено было брать их с собой на каждый выход по сбору мин. Колхозу нужно было обрабатывать поля, пахать, сеять хлеб, и от отряда требовалась быстрая работа. В стране не хватало хлеба. Многие просто голодали. Поле за полем обследовал отряд разминирования. Женя с Мишей вместе со своими питомцами старались не пропускать ни клочка земли. Проверяли каждый кустик, каждый небольшой курган или едва заметный холмик. Сотни мин,
снарядов, гранат, авиационных бомб после каждого выхода складывалось в глубокую яму и взрывалось. Волчки не любили эти взрывы и в такие моменты тянули своих хозяев подальше от места уничтожения.
Андрей Кудряков с неразорвавшимся немецким снарядом на поле боя Миус Фронта
Помогали волчки и в поиске погибших солдат. Как же много мёртвых бойцов лежало тогда на полях сражений у реки Миус! Мальчишки, у которых отцы не вернулись с войны, старались обнаружить каждого погибшего красноармейца. У многих в карманах гимнастерок лежали солдатские книжки. Залитые кровью или пробитые пулями книжки красноармейцев бережно собирали. Некоторым попадались и пенальчики - медальоны, внутри которых хранились записки с фамилиями. Ребята бережно брали и их. Такие обнаруживались у красноармейцев и моряков, погибших в начале войны. Немцев тоже попадалось много, но мальчишки брезгливо обходили их стороной. Даже волчата Вовка и Серый равнодушно пробегали мимо солдат в мышиного цвета мундирах. Зато даже присыпанного землёй в воронках или окопе красноармейца волчки отыскивали точно.
Убитый немецкий солдат на фоне подбитого танка
Так прошел год. А возможно и больше. Росли сельские мальчишки Женя с Мишкой. Росли и их волчата, становясь на глазах взрослыми хищниками. Ещё меньше оставалось на полях мин и снарядов. Всё реже выходил сельский отряд на разминирование. В селе начали звучать вопросы» что делать с волками?» Вон, какие вымахали! Того и гляди кого-то сожрут!
В тот майский день отправились ребята снимать мины на дальний берег Миуса. Туда, где когда-то был колхозный брод. За год, прошедший после войны, песчаный пляж там зарос травой и кустарником так, что не было видно ни снарядов, ни мин. Но все знали, что там находится большое немецкое минное поле. И никогда не бродили в тех местах, не ловили рыбу, не собирали ягод и грибов. Слишком гиблое это было место. Даже волки Серый и Вовка шли по берегу Миуса как-то нехотя, напряженно чувствуя смерть своей шкурой. Постоянно останавливаясь и замирая, звери показывали ребятам зарывшиеся в речном песке мины- лягушки.
Немецкая шпринг мина-лягушка
Заденешь усик такой мины,- и выпрыгнет она как, лягушка из-под земли, взорвавшись на сотни смертоносных осколков. Бережно, затаив дыхание вынимали ребята эти мины из песка. Третью, пятую, десятую, двадцатую... Вначале от постоянного чувства опасности устаешь, а затем привыкаешь. К вечеру, обезвредив десятки лягушек, отряд расслабился . Мирное, неторопливое течение Миуса, щебет птиц, пение соловьев действовало успокаивающе. Женя решил окунуться и, снимая майку, пошёл к реке. Он только еле различил, едва услышал тихий щелчок... Но этот звук ни с чем не спутаешь.
Женька наступил на мину. Мальчишка даже не успел ничего подумать, как что-то серое толкнуло его в бок, и он упал на землю. В этот миг прогремел взрыв, и какой-то жар огнём лизнул его ноги. Женька закрыл глаза и заснул.
Женя очнулся только в больнице. Рядом стоял Мишка. Друг, всхлипывая, рассказывал ему, как Серый услышал щелчок мины и кинулся на мину и, оттолкнув своего хозяина, лёг на неё всем своим большим волчьим телом. Серый принял на себя большую часть осколков и умер там же на берегу реки. Женьке задело лишь ноги, и от боли он потерял сознание. Друзья быстро перебинтовали его и бегом перенесли в больницу. «А Серёжа где?- слабо спросил Женя, - Остался на берегу реки. С ним мой Вовка сидит» -, всхлипывая, вытирая слёзы кулаком, рассказывал Миша.
дети-жертвы войны
Мишка вернулся на следующий день на берег Миуса. Его волчок лежал рядом со своим мёртвым братом, положив голову на лапы. Глаза Вовки были закрыты. Он даже не пошевелился, хотя чувствовал приближение своего хозяина и друга. Миша сел на песок рядом с волчком и погладил его по серой голове. Рядом с мальчиком лежала лопата. Он взял ее, чтобы закопать погибшего волка, сделать для него могилу на берегу реки. Без сомнения волчок понял это и нехотя встал со своего места, наблюдая, как Мишка копает яму, а затем забрасывает песчаной землей его погибшего брата. Когда все было кончено и над Серым возвышался холмик сыроватой речной земли, Мишка, постояв немного в молчании, заторопился домой. «Пойдем домой, Вовка» - позвал он с собой волка. Но тот стоял у холмика не шелохнувшись. Мальчик позвал еще раз и еще. Волк по-прежнему стоял на месте и лишь с грустью смотрел на своего хозяина. Говорят, что звери не плачут. Мишка в тот момент был уверен, что видел слёзы в бездонно тёмных глазах волка. Вовка не вернулся в село. Миша пришел домой без своего серого друга.
Но Вовка не ушел совсем. Волка видели бродящим в одиночестве по полям недалеко от села. Лунными ночами слышали, как он протяжно выл. В такие ночи собаки, которых к тому времени стало чуть больше, истошно задыхались испуганным лаем. Местные удивились, почему же волк не уходит, зачем продолжает жить рядом с людьми. Но после нескольких случаев, когда Вовка помогал людям, - все стало ясно.
Однажды с Украины, с земель, где после войны так и не возродилась жизнь, пришла большая стая диких собак. Они загрызли нескольких овец, сильно изуродовали двух женщин, которые собирали шиповник. Но когда стая собак кинулась на ребятишек, которые поутру шли ловить рыбу к Миусу, у них на пути стал Вовка. Дети, бросив удочки, бежали обратно в село, пока волк дрался с бродячими псами, защищая детей. После этой схватки бродячая стая исчезла, как ни искали её охотники. Долго не было видно и Вовку. Некоторые думали даже, что его загрызли в той драке. Слишком большие были псы. Но волк опять появился. Он напомнил о себе тем, что отогнал от села крупную взрослую волчицу, которая несколько раз нападала на людей, работающих на окраине села в огородах. Забирала она и домашнюю птицу, резала колхозных овец. Но однажды всё-таки исчезла.
одинокая волчица
И тогда все увидели, что Вовка появился опять. Защитник села Русское. Вскоре после того как волчицы не стало, участковый рассказал, что у села видели немцев. Двух человек, которые сбежали из лагеря. Были ли это настоящие немцы или из числа тех русских предателей, что воевали на стороне врага, участковый не знал. Но рекомендовал быть всем начеку и в одиночку из села не выходить. Селяне не особо и поверили милиционеру, война- то давно прошла, да и немцев пленных уже вроде всех отправили обратно в Германию. Но когда исчезла женщина- почтальон, а затем вспыхнул дом на окраине села, где жила одинокая бабушка, стало жутко. Ребятишки рассказывали, что видели двух заросших страшных мужиков в грязной одежде, похожей на немецкую. В руках у них было оружие. Тогда из Таганрога прибыл большой отряд милиции, чтобы прочесать местность. И в одном из оврагов они всё-таки нашли беглецов. Мёртвых. Милиционеры рассказали в селе что, судя по всему, на преступников напал крупный волк. Напал внезапно, из засады. Одному сразу перегрыз горло, а другой пытался бежать. Но куда от волка- то убежать… Местные кивали и понимающе переглядывались. Они - то знали, что за волк охраняет их село.
Один из памятников волку в России
Мишка долго тосковал по своему любимцу. Но потом, убедившись, что Вовка все ещё рядом, немного успокоился. Немного позже он завёл себе овчарку, окрасом сильно похожую на его волка. Правда, выть его пёс не умел. И когда Мишка слышал волчий вой у села, он знал, что его Волчонок рядом. Знали это и другие жители и спокойно засыпали, слыша лунными ночами вой одинокого волка. Сейчас село разрослось, в нём появилось много новых людей. Но те, кто живут в нём давно, утверждают, что и сейчас иногда густой донской ночью, у села нет- нет, да и раздастся протяжной и сильный голос волков. «Это Вовка и Серый нас берегут» - лукаво посмеиваясь, говорят старожилы