Как раздеться перед публикой

Nov 09, 2011 00:02

здравствуйте, дорогая Яна!
у меня вопрос про творчество (:
вроде как, конкретно такого тут еще не спрашивали.
как быть, когда очень-очень стыдно и смутительно от того, что твои произведения видят другие? нет-нет, не потому, что очень криво или косо, а потому что ты вроде как в эту работу кусок себя сложил, очень искренне





причем да, момент "а вдруг это плохо?", тоже есть. но, например в случае с рисованием он залечился положительными отзывами со временем.
а вот когда в работу нечаянно укладываешь что-то настолько свое и настолько себя, что страшно от того, что все увидят ... тебя? то, что ты это имеешь внутри что ли, вот такой вот именно, вот именно так думаешь, именно это с этим связываешь

я после такого, даже если получаю много похвалы - письменно через инет или вслух - то бегаю потом долго кругами, то размахивая руками, то закрывая лицо с воплями "ой ойой ойойой" - в общем еле-еле-еле успокаиваюсь
от нехороших замечаний естественно волнуюсь тоже очень, но к ним я как-то спокойнее, почему-то
в общем аки ребенок, хотя давно взрослая дева.
и понимаю, что скорее всего такая особенность меня тормозит, ибо часто даже из-за такой опасности такого вот эмоционального передоза бывает лишний раз что-то где-то не показываю.

а тут еще завелось две новых идеи. одна- написать пару песен, а вторая - сделать комикс.
и вот если с рисованием я знаю, чего я стою, ну и как-то привыкла что ли, то тут - из-за новизны, представляю слабо
да и - оказывается вложить пару слов в губы персонажу - это еще большее чувство себя раздетым перед всеми - чем нарисовать о себе
ну и переживания поэтому еще сильнее, мне вроде говорят, что все клево, а я краснею, ношусь кругами, снова краснею, и никак не могу прийти в себя - ииии еще больше избегаю как-то где-то показать

при этом, вроде как понимаю, что показывать что ты делаешь - важно. чем больше везде чего показал, тем лучше представляешь, что ты, больше обратной связи, понятнее куда развиваться, да и больше людей про тебя знают, больше хотят что-то с тобою делать. ну и так далее.
но вот сложно очень.

подскажите, если у вас было подобное, как вы справлялись с таким?
большое заранее спасибо за ответ.
с уважением. (:

***

Здравствуйте!

У меня такое было, но в очень малой степени.
Во-первых - потому что меня с ранних лет ставили на сцену. По разным поводам. Факт, что меня с малых приучили, что есть такой жанр - когда тебя выставляют на всеобщее усмотрение, а вокруг - куча каких-то людей, которые смотрят только на тебя, и оценивают.

Так же я с очень малых лет принимала участие в конкурсах детского рисунка на асфальте: там посреди улицы надо что-то нарисовать, причем желательно - нарисовать конкурентоспособное, и вокруг во-первых вся рисующая конкуренция (которая честно борется за приз, и честно презирает всех конкурентов) и вся жюри. Которая ходит, смотрит, стоит над душой...

Так же меня приучали к тому, что художник, это такой человек, который через свое искусство общается с внешним миром. Искусство только отчасти делает автора счастливым "только благодаря процессу". В этом есть довольно большой процент взаимодействия с публикой. Человек рисующий, пишущий или сочиняющий пытается показать миру какую-то часть своего внутреннего мира. Выложить, оформить в слова и звуки, или в красивые картинки, свои самые сокровенные переживания. И, собственно, момент, когда публика человека поняла, когда зритель, читатель или слушатель сказал: "Да! У меня тоже такое было! Только уменя не получалось это вот так выразить!" тогда произведение творца называют творческой удачей.

Мне было понятно, что искусство должно быть, по возможности, честным. Что люди будут плакать и смеяться вместе с автором, если он честно поплакал и посмеялся наж этим сам. Если он это пережил, выстрадал всей своей душой, и потом выдал результат - со всей глубиной чувств.

Общеизвестно, что работа человека, стоящего на стене и творящего для какой-то аудитории требует определенного эксгибиционизма. У некоторых его нет. у других он есть, но они страшно стесняются признаться в этом, как другим, так и себе.
У кого-то есть, от всей души, и им нравится именно работа с публикой - от всей души!

Естественно автор всегда в некоторой степени "голый перед всеми". народ приходит посмотреть на его "душевный стриптиз" с таким же любопытством, как другие ходят посмотреть на стриптиз обыкновенный. И по идее... в идеале... надо с такой же отдачей, задором, азартом и кокетством его показывать, как девушка, которая раздевается на сцене. Впрочем, если девушка в первый раз немножечко стесняется, это даже как-то мило.

***

На последок - еще пара практических советов, пусть они вам помогут.
:-)

Я практически вываливаю всю свою жизнь перед публикой уже почти два десятка лет - не останавливаясь перед драмами, болезнями, проблемами на работе, сексом и разводами. И за это время у меня накопилось по этому поводу несколько мыслей.

- Ничего страшного, что вы смущаетесь, стесняетесь, охаете и ахаете, когда читаете комментарии ваших читателей. От всех этих эмоций есть только одно лекарство: переживать все это чаще, тогда оно будет меньше действовать. Радуйтесь, что они вас не видят, и вы можете краснеть и бледнеть дома у монитора, без свидетелей. :-) Когда-нибудь это пройдет.

- Если вы ооочень сильно сомневаетесь в проекте, запустите его анонимно. Если все поголовно реакции будут настолько ужасными, что вы по-настоящему пожалеете о запуске этого проекта, у вас будет шанс "смыться", так и не признавшись, что это - ваше. Если реакции публики вам понравятся, вы сможете сделать вид, что поначалу прятались "для пущей загадочности" и наконец подписаться под своей деточкой. Однако все эти игры в прятки - довольно накладны. В 90% случаев оно не стоит того. Так что это рецепт - на самый-самый крайний члучай. Если есть какие-то моральные силы подписаться под своим произведением, советую это таки сделать.

- Если что-то не продвигать, люди про это забывают. Если у вас случилась творческая неудача, просто уберите ее со временем с глаз долой. Вы удивитесь, как быстро публика про это забудет. Ну, может быть попадутся полтора любознательных фаната, которые через пару лет вспомнят, что что-то такое там было. Но это уже будет неважно и не страшно.

- Мнение публики - очень интересно. Но не надо принимать его слишком близко к сердцу. Хороший эксперимент - выставить какое-то произведение без комментариев, и посмотреть на реакции. Еще страшнее - попросить зрителей интерпретировать увиденное. Вы ТАКОГО наслушаетесь, что не будете верить своим глазам, ушам, и будете неделями разводить руками, и удивляться: ГДЕ эти люди увидели такое в вашем произведении, КАК это могло случиться, ЧЕМ они смотрели и слушали?

Приведу один пример: я как-то (уже через год после того, как я страшно и тяжело болела, выкарабкалась из самого страшного, и уже даже перестала писать про вечные больницы, и начала писать про другие вещи) нарисовала картину. Я нарисовала ее по настроению, она мне самой очень нравилась, казалась загадочной и веселой. Мне казалось, что я, вроде как, остроумно пошутила. На картине была изображена голая женщина, у которой за спиной стояли двое мужчин, все в черном. На головах у мужчин были кошачьи маски, и они выглядели как гигантские коты. А черными руками в черных перчатках они трогали девушку за разные места. Две такие черные руки красовались на ее грудях, а две - внизу живота. У девушки при этом был испуганный вид.
Собственно, я терпеть не могу объяснять свои работы, и многое в них не поддается раскладыванию по полочкам, но, если уж описывать смысл этой работы: мне в первую очередь казалась забавной идея двух гигантских мужчин-котов, мне было интересно графически раскладывать их черные руки на ее белом теле, и мне хотелось изобразить такую смешанную эмоцию. С одной стороны коты - приятно, с другой стороны очень большие коты - жутковато. И вроде как кошачьи лапки ассоциируются исключительно с приятным. Но когда эти "лапки" такие большие и наглые - как-то беспокойно. Поэтому вид у девушки, естественно, должен был быть слегка испуганным.

В общем - опубликовала я эту работу, и получаю вдруг слезное письмо от верной читательницы. О том, как она увидела эту картину, и целую ночь рыдала вместе со мной. Потому что - ах, как же явственно - я отобразила ужас женщины перед страшной болезнью!
У нее не было никаких сомнений, что большие черные коты на картине изображают рак. А руки на белом теле изображают, как болезнь въедается в белое тело девушки.

Нужно ли говорить, что картина эта была нарисована как раз, когда я про рак (наконец-то) и думать забыла, ужасно радовалась жизни, и наконец бросилась заниматься искусством. А тут у кого-то такая реакция.

Таких историй я могу с налету привести десятки!
Я нарисовала совсем одно, люди там увидели совсем другое!
Я тут на крыльях любви размахнулась и сделала (на свой взгляд) что-то динамичное, контрастное и графичное. А люди пишут "Я вижу, как вам больно!"
Да не больное мне! Вот честно - нарисовано в один из лучших моментов жизни, в полной эйфории.

Иногда у меня горе, рисую в слезах, а люди пишут "какой светлый рисунок" и "я смеялся весь день".

Про то, что половина людей (которых автор либо вообще не знает, либо мельком видел полсекунды в жизни, или, в самом лучшем случае - обменялся аж тремя словами) на 200%... нет, на 3000% (с готовностью положить руку в огонь и поклясться чем угодно!) уверены, что ваше произведение автор посвятил лично им, я вообще молчу.
От того, что они встретились глазами 8 месяцев назад, как раз, когда автор был в черной кофточке, а зритель вот так сделал рукой, они точно-преточно знают, что вон та черная точка - отсыл к тому моменту. (Который, естественно, для автора был столь же значительным, как и для того, в чьей голове все это приключилось!).

В общем - нарисуйте выдуманный домик, и вам будут писать со всего света, что это тот самый домик, который как раз напротив них, в Сиэттле, в Чикаго. в Кабуле и еще где-то там. Спишете смешную фразу с проходящей мимо футболки на улице, и кто-то вам напишет: "А, ты все таки решила упомянуть то, о чем мы говорили 7 лет назад на твоей встрече!!!"

Отчасти это очень странная игра, напоминающая сумасшедший дом. Автор поет о чем-то о своем, и оно отзывается в сердцах публики - каким-то своим образом.

Помнится, в диссертации моего деда была история про мужчину, который на пике большой драмы пошел и посмотрел в кино индийский фильм. Фильм так растрепал все его чувства, что он, выйдя из кино, пошел и посмотрел фильм еще раз. А нарыдавшись по второму кругу он пошел, добыл пистолет и перестрелял семью обидчиков, а потом еще много чего нехорошего сделал. А при чем тут фильм?
Не при чем, естественно. И могли ли представить авторы фильма?
А кто-то будет говорить, что вот "эта песня раскрыла мне глаза" и "Прочитав вот это я вдруг со всей отчетливостью понял..."

В общем...
С одной стороны - вываливание своего творчества в массы - большая ответственность.
С другой - вы не можете быть в ответе за весь бред всех, кто ходит там за окном, и каждый может увидеть в любом вашем слове что угодно, чего вы не имели ввиду ни разу. И в свете этого лучше не прогружаться слишком сильно всем, что все думают о вашем творчестве.

P.S. Я знаю очень многих художников, говорю с ними в дружеской обстановке на кухне, потом вижу их творчество, которое они выкладывают в общественный доступ.
Очень часто я имею уникальную возможность по-настоящему увидеть вблизи все условия, при которых возникло произведение искусства. Я знаю, о чем художник смеялся и плакал, когда рисовал это. Я знаю, о чем он умолчал, а что посчитал нужным сообщить зрителю. Даже если он выдает очень много личной информации, даже если значительная часть публики думает, что буквально ощущает его и живет его жизнью, все равно - это не он.

Сидя на кухне напротив живого человека, вы понимаете, что он - другой. Ни одна картина, которую рисует ваше воображение, сопоставляя все, что выдал человек, не будет настоящим описанием его мира. Живой автор - это другое. Он никогда не выдал все. Там всегда была какая-то деталь, от которой все предстает в ином свете. Или общая картина вокруг, которую описать просто нет возможности. Поэтому - не бойтесь. Ваша публика будет знать о вас очень и очень многое. И может быть вам удастся выложить ей все ваши самые сокровенные чувства. Но у вас всегда останется некое личное пространство, в которое не войдет никто из них. Кроме тех, кого вы пустите в свою жизнь по-настоящему. В своем физическом пространстве, в настоящем личном контакте.

вопрос-ответ-творчество, вопрос-ответ-психология, вопрос-ответ, вопрос-ответ-профессия, вопрос-ответ-2011

Previous post Next post
Up