Яна, здравствуйте, я год назад вам писала в рубрику "вопрос-ответ" про портфолио дизайнера (
http://miumau.livejournal.com/592620.html?page=2#comments), за этот год я портфолио, которое находится теперь по другому совсем адресу (
http://gitel.ucoz.com), успела снова переделать, и так, что мне впервые стало нравиться
За ваш ответ я очень благодарна - он, как и коментарии в том посте, натолкнул меня на много мыслей, и очень помог мне, как мне кажется. И вот сегодня, что забавно, практически в те же даты, у меня снова вопрос, причем - почти на ту же тему.
Сегодня я говорила с мамой, спросила ее, видела ли она мои последние картинки, которые я нарисовала на днях, в моем жж, и она мне вдруг сказала что-то типа: "нет, но я давно хотела сказать тебе про твое портфолио: убери оттуда иллюстрацию с собакой! я, конечно не профессионал, и исхожу только из своей интуиции, но она очень неприятная, прямо мерзкая, и по-моему совсем не профессиональная!"
Я очень удивилась, потому что я в кои-то веки впервые была довольна своим портфолио, довольна тем, какие там сейчас лежат работы! У меня две там иллюстрации с собаками, и обе мне очень нравятся. Ээээ... Нравились. До сего часа. И вот теперь возник вопрос... Точнее даже несколько вопросов:
Вопрос первый, частный - неужели и правда какая-то из этих двух собак (мама не сказала какая, сказала, что запомнила только одну, она ужасна, но описать не смогла) настолько ужасна, что прям "мерзкая"?
Вопрос второй, более общего характера: как относиться к своим работам объективно? Я никогда не могла оценить свой уровень, часто я вижу какие-то свои работы, которые мне нравились, спустя несколько лет, и они мне кажутся плохими, иногда мне какая-то вещь не нравится, а потом спустя какое-то время смотрю - и вроде ничего даже, но это реже... Возможно ли оценивать свое творчество объективно? Как? Почему с чужими работами такой проблемы нет? Почему чужое посмотришь - и сразу видишь, это хорошо, это слабо, тут композиция плохая, тут свет не тот, тут с анатомией проблемы, а со своми работами часто - как будто слепое пятно?! Вот теперь я засомневалась, хорошее ли у меня портфолио, или мне опять только кажется, как казались хорошими какие-то ученические натюрморты, которые сейчас только смех вызовут.
Сумбурно как-то получилсь, надеюсь что вопросов вышло не слишком много и они в принципе имеют какой-то практический ответ :)
А еще мне очень хотелось спросить, как реагировать на такую критику своих работ, но это, наверное, вообще тема для отдельного обсуждения, так что можно остановиться только на первых двух вопросах :)
Спасибо большое,
Маша, жж юзер yefeyfiya
***
Здравствуйте, Маша!
Начну с частного вопроса: меня ни одна из собак не раздражает. У одной немного странно глаза "на выкате", но я так понимаю, что это была попытка изобразить очень динамично эмоцию. Мерзкого я в этой иллюстрации ничего не вижу, она по-своему смешная. Другая собака просто трогательная.
Попробую ответить по порядку. Как быть с негативной критикой, мы тут обсуждали уже много раз. Могу напомнить, что было недавно, когда умер Стив Джобс. Помимо того, что человек умер слишком рано страшной смертью, и это вообще-то момент, когда лучше не ехидничать, умер настоящий гений. Продвинувший в течение своей жизни огромное количество замечательных идей. Успех этих идей, собственно, обо всем говорит. Но тем не менее нашлись толпы людей, сказавших "фиии" и "фууу" и даже, что он "диавол", нечистая сила, запудривающая мозги народу, шарлатан и еще кто-то там.
Ну и что?
Как вы думаете, сколько подобных комментариев он услышал еще при жизи, и сколько он о них переживал?
Я так же слышала про Леонардо, что это "скучный академизм" который "не торкает". И про Караваджо слышала, что Китчевая гомосятина". Конечно можно ответить на это "Сделай так же, потом критикуй" или "А ты добейся хотя бы того же самого, и портом выступай" и услышать массу умных ответов вроде "Я так могу, но не делаю, потому что меня не торкает" или "Я не собираюсь продавать душу дьяволу как они".
А можно просто забить и проходить мимо. И вообще. Если на этих наезжают - то чего уж там ожидать простым смертным? :-)
Подобные комментарии отпускают те же люди, которые бегают по всем жежам и всем пишут, какое их работы унылое говно.
Люди, занятые делом, слишком заняты этим своим делом, если им нравится, они в порыве восхищения напишут комплимент. Если не нравится - обычно проходят мимо.
В общем - на абсолютное большинство не стоит обращать внимания вообще!
Правда есть и одно "но".
Еще есть люди, которые прекрасно все умеют сами, гораздо лучше автора, отлично отличают хорошее от плохого, и у них "праведный гнев". Я тоже довольно долгое время входила в их число. Хотя я никогда не оставляла людям негативные комментарии по поводу их работы - я бежала к понимающим людям выражать свое глубокое непонимание. Как и зачем такие люди, с полным отсутствием таланта, забивают эфир своими ужасными, слабыми, неграмотными произведениями, в которых плохо буквально все. И зачем еще какие-то странные люди оставляют им восторженные комментарии. вдохновляя их на дальнейшее производство этого мусора, поощряя графоманство и бреда в картинках?
И еще меня злила их неприкаянность. Это такая история про справедливость: из нас тут с детства выколачивали результат - если не родители и учителя, то мы сами. с нашими амбициями. И все нам мало и вечно мы сомневаемся в себе, даже когда сделаем все хорошо. А ЭТИ - наваяют какую-то бессовестно плохую хрень, и им не стыдно показать это миру. И еще кто-то их за это хвалит! Хорошо им!
Позже я поняла, что каждый из нас живет в том мире, в котором хочет жить. Я от себя требую чего-то большего, и хочу и делаю, а другие не хотят и не требуют. В конечном результате оба не правы, и могут являться хрестоматийными образцами, плачущим по 10 годам психотерапии. Никто из нас не умнее и не глупее, и еще очень большой вопрос - кто из нас счастливее. И что мне до них. Чего я от них хочу? Перевоспитывать? А меня никто не просит. Указывать им на собственную несостоятельность? Кто я такая, чтобы это делать.
Все негативное, что я им скажу, в лучшем случае в одно ухо влетит, в другое вылетит. А в худшем случае - кого-то очень расстроит.
Получается, что это вредная и пустая трата времени, слов и энергии.
Подумав таким образом, я просто перестала критиковать работы людей. Но я не об этом хотела написать. Я начала через это понимать тех, кто критикует меня. Когда вот так разберешь всю эту ситуацию, увидишь, кто этим занимается, зачем, почему, и как это на самом деле не имеет значения, перестаешь об этом переживать.
Для меня до сих пор важна объективная критика. И я сама себе выбрала несколько людей, которых прошу критиковать мои работы. Во-первых - я слушаю только критику, о которой я простила (исключение - если проходит мимо человек знающий, и конструктивно указывает мне на какую-то очевидную ошибку, например я что-то неправильно нарисовала или написала, изобразила механизм, который ездить не будет и.т.д.).
Всякие "Нравится - не нравится" и "противно" и.т.д. я принимаю к сведению, но не задумываюсь об этом. Такая критика начинает обретать какой-то смысл только, если несколько адекватных человек, не сговариваясь, спотыкаются об одну и ту же деталь. Вот тогда стоит задуматься над тем, что там не так, что всем это не нравится.
В остальном я считаю интересной критику профессиональных педагогов. Которым дают деньги за то, чтобы они думали, как сделать лучше, и пытались добиться лучшего результата от студента. И которые хотят, чтобы стало лучше, потому что их задачей является - вытащить хороший результат из подопечного.
Еще я доверяю критике друзей и близких, которые во-первых точно знают, о чем они говорят, во-вторых - желают мне добра. Вот мама точно хочет, чтобы у меня приняли заказ как можно скорее, и чтобы он всем понравился, и поэтому тот же заказчик потом заказал еще. И есть подруги-коллеги, про которых я знаю, что они много рисуют, у них набитый глаз, они видят, когда человек кривой и заметят то, что я пропустила.
Вот их я спрашиваю.
Почему мы сами не видим собственных ошибок? Это очень просто. В собственную ситуацию мы эмоционально вовлечены. У нас мало времени, чтобы отойти от работы, и посмотреть на нее позже, на свежую голову. Мы столько копались в деталях, что все давно смешалось в нашей голове. У меня так бывало, что я в собственной книге иллюстрацию, или даже целую главу найти не могла! Перелистывала все по сто раз. По одной страничке. Не вижу! Пишу верстальщику - он тоже все перелистывает и вдруг не видит!
Потом третий человек листает и говорит: "А чего это вы вон то два раза в книгу вставили".
Это у всех так бывает с собственными вещами.
Чтобы немного разобраться, предлагаю подумать - а почему вам нравится собственная работа?
Я вот часто знаю, почему.
Например, я получила огромное удовольствие от процесса. Или я просто чувствую, что я очень хорошо поработала. Честно, с полной отдачей, никуда не торопясь, и ничего не пожалев. Мне за себя не стыдно. Или я умудрилась приблизиться к той картине, которая была у меня в голове. И не важно, какое оно там было - я своей лично творческой цели достигла.
Или у меня что-то не получалось, мелочь - но это не давало жить лично мне. Может быть кому-то это легко и он смог уже сто раз - а я вот еще ни разу. Для кого-то фигня, а я горжусь, что сегодня смогла в первый раз.
Все эти вещи, может быть, через год будут казаться нам совсем иными. Некоторые работы, которые мне нравились, я через год в ужасе убирала со своего сайта. Другие взяла и переделала, перерисовала где-то руку, которая вдруг начала казаться мне ужасной, или что-то еще. Исправила ошибку. И пошла переписывать файл новой версией везде, в жж, в галерее и.т.д. Иногда я через год внимаю картину со стены и пишу на ней еще 2-3 слоя. Иногда нарисованное (как в компьютере, так и на стенах) висит непоказанное месяцами и годами, и мне только через очень долгое время становится ясно, что с этим надо сделать, чтобы стало хорошо.
Мне кажется, тут не может быть никакой объективности.
Особенно, конда я вижу, как все фазы моей работы и моих портфолий собирают одинаковое количество положительных и отрицательных комментариев. Иногда мне так нравистя моя картинка, а кто-то приходит и кричит "Ну фууу". А иной раз я сама выложу, не очень довольная, потом через неделю оно мне еще меньше нравится, а там куча комментариев "Ой какая прелесть". Или намажу что-то, покажу миру, через 5 минут уже пожелаю, а тут мне пишут: "Ой такая замечательная иллюстрация, давайте вы ее немного раскрасите и мы ее купим". На почеркушку!
У меня есть только одно конструктивное предложение:
Давайте, если вот сейчас оно вам нравится, и вы знаете, почему вам за эту работу не стыдно, вы будете тренироваться постоять за свое искусство.
Вот оно вас сейчас устраивает - несите гордо в массы. Показывайте, хвастайтесь и гордитесь!
Когда перестанет устраивать, или вы придумаете, как исправить - будете улучшать.
Это все равно совершенно бесконечный процесс!
Поэтому, мне так кажется, нужно искать мир с самой собой - в каждый отдельный момент жизни. А если про какую-то отдельную картинку вы через год "поймете всю правду" - либо "поссоритесь" с каким-то своим произведением - вы его уберете. И это будет личная история, только между вами и этой картинкой.