О расстановке приоритетов

Jun 17, 2011 16:46

Хороший вопрос прислала читательница, сложный!





Я прочитала Вашу книгу много раз :) и с работой мне все более-менее понятно. Планируй и работай себе 8 часов по плану. Все получается, все хорошо. Спасибо :) А вот что делать с вопросами самообразования, которые очень важны? (в том числе, например, с иностранным языком). Включать их в число глобальных проектов? А какой приоритет им отдавать? Вроде бы, конечно, работа важнее - ее ждут клиенты, но с другой стороны - исходя из концепции личной эффективности и матрицы Эйзенхауэра (сначала важные ДЛЯ ТЕБЯ дела, а потом срочные) надо бы самообразование куда-нибудь повыше в списке. К тому же никто не отменял правила, что с утра нужно ставить в план самое сложное, а потом чего попроще (когда работоспособность снижается). Куда все-таки ставить в план самообразование? Например, если речь идет об изучении нового сложного иностранного языка (в моем случае арабского). Я никак не могу с этим определиться. Мотивироваться на работу проще - уже знаешь, с чем имеешь дело, давно в колее и т.д. Как же быть с движением вперед? :) Спасибо.

***

С работой как бы все просто - она всеми ставится на самый высокий приоритет, потому что она нас кормит. Все правильно - оплаченные счета и хорошо организованная "основа жизни" - очень важная штука. Она успокаивает, экономит силы и создает условия для того, чтобы в свободное от работы время спокойно жить.
Получается, что все остальное мы как бы ставим на второе место - и самообразование - в том числе.

С большинством вещей "для себя" это и не проблема: на спорт можно сходить после работы, и предаваться всяким хобби - тоже. Но на самом деле некоторые вещи просто нельзя делать вечером "после всего", и приходится их делать тогда, когда надо их делать. Даже если это не приносит денег.

Например, вот есть (или скорее был) у испанского летчика любимый сад на Тенерифе. Там большую часть года ужасно жарко. Сад надо поливать по утрам. Если полить сад поздно вечером, это не поможет - ночью влага будет только способствовать разведению плесени и гнили, а утреннее солнышко все равно все высушит. Если не полить сад до возвращения с работы (т.е. до послеобеда) он высохнет.
Что делать? Приходится вставать на полчаса раньше (в 6 утра, хотя до работы совсем близко) и поливать утром сад. В данном случае человеку это хобби настолько важно, что оно делается до работы, пусть даже ценой лишнего получаса сна.

На самом деле у всех нас есть мелкие вещи, которые важнее работы. Например - завтрак, утренняя зарядка, душ с утра. Если я не чувствую себя человеком, пока я не умоюсь и не поем, значит этим делам отводятся первые полчаса дня, делать нечего.

У меня есть такое дело - это утренняя зарядка. Так сложилось (я не знаю, почему) что я не могу делать зарядку с утра, до завтрака и вообще до всего. Все теории про то, что я чувствую себя закованной и это означает, что мне надо лечиться - фигня. Я не чувствую себя закованной. Просто я сплю. А когда я просыпаюсь, я первым делом должна что-то съесть. Пока я не поем, я хожу, как сонная муха, и мне кажется, что нет сил жить, мне нужен горячий чай и вообще - нормальный завтрак. А сразу после завтрака делать зарядку нельзя.

Поэтому я встаю, завтракаю, и сажусь работать. А зарядку делаю через 2 часа. Часов в 11-12. Да, странное время для зарядки. Ну и что. Лучше, чем никакое, не правда ли?
Фактически я бросаю работу, чтобы позаниматься собой. Но просто зарядка, это тоже очень важно, поэтому для меня оно стоит того - работа в лес не убежит от того, что ее прервали на 15 минут.

Думаю, что с изучением языков получится похоже. Говорят, на то, чтобы качественно позаниматься языком, нужно минут 40-45. И хорошо бы заниматься этим днем, в то самое время, когда голова варит наилучшим образом. И еще говорят, что хорошо бы заниматься этим 4 раза в неделю.
Два раза в неделю можно заниматься языком на выходные - просто сделать это первым (или единственным) важным делом в субботу и воскресенье. В другие 2 дня в неделю "откусить" от работы 40 минут на то, чтобы позаниматься языком - вполне реально. Я не скажу, что это очень просто, но я не думаю, что это невозможно. В худшем случае книжка берется с собой на обед (а может быть можно как-то "аккуратно" опоздать после обеда, и вернуться к работе на полчаса позже, а потом недостающий час доработать?)
Если работа офисная, то я точно знаю, что на любой должности можно "распихать" свои дела так, что в первой половине дня найдется 40 минут для дел, которые удалось безболезненно отодвинуть на попозже. Если сотрудники не относятся к таким вещам с пониманием, можно им просто этого не говорить.

Если на работе, или между работой, заниматься языком не дадут спокойно, есть еще совсем героический вариант: вставать на полчаса раньше перед работой и учить язык перед уходом на работу, за удлиненным завтраком. Правда, если речь идет о сове, которая и так по утрам еле ползает, то это плохое решение, т.к. никакое саморазвитие не должно лишать последних сил.

В самом худшем случае придется либо учить языки только по выходным, либо пытаться позаниматься этим после работы, хотя время уже не самое лучшее.

Опять же - это вопрос приоритетов. Если это действительно так важно, можно после работы отдохнуть. может быть поспать, забив на некоторые другие дела, только ради того, чтобы потом со свежими силами полчасика позаниматься языком - может быть получится?

Мне кажется, что тут главное - не бояться отдать довольно высокий приоритет делу, которое с точки зрения кого-то может быть бесполезно. (Мне это важно - значит это делать нужно!)
А еще - не отдавать такой высокий приоритет слишком многим вещам (это не работает). Главного должно быть мало. Остальное должно быть гораздо менее главным, иначе получится сплошной стресс и мало результатов.
Если очень главного слишком много, придется выбирать и отодвигать на задний план что-то из желанного (это то, что тяжелее всего дается мне).
:-)

вопрос-ответ-управление-временем, вопрос-ответ, вопрос-ответ-2011, фото

Previous post Next post
Up