Добрый день, Яна.
Не могли бы вы опубликовать мой вопрос у себя в жж?
Мне очень хотелось бы узнать ответы на него от представителей больших и серьезных компаний. И от вас тоже, конечно. Или можно только от вас.
Извините, если вопрос покажется вам некорректным. Отвечать и публиковать его тогда не нужно, конечно.
Вопрос: как менеджеры, кураторы проектов относятся к физ.недостаткам своих наемных сотрудников, которые (недостатки, а не сотрудники), в общем-то осложняют это самое сотрудничество?
Дело в том, что я стала очень плохо слышать. Не внезапно и вдруг, а как-то постепенно и незаметно, но очень существенно и, похоже, дальше будет хуже.
Я не умею жить не слыша. Да и сложно это, оказывается.
Из офиса ушла, стала работать удаленно.
С заказчиками общаюсь через почту, аську.
Но сейчас многие менеджеры ставят обязательным условием общение по телефону или скайпу. Я отказываюсь, ссылаюсь на какие-то тех.проблемы.
Мне кажется, что если я скажу, что плохо слышу, то они сразу себе представят такого совсем больного и немощного человека, с которым непонятно как разговаривать
(хотя, про «непонятно как разговаривать» - так, собственно, оно и есть).
Или решат, что давлю на жалость.
Или подумают, что такому можно заплатить меньше.
Или что это совсем лишние для них проблемы, лучше отказаться.
Или еще что-то.
В общем, я сама выдумываю за них ответы.
Но очень хотела бы узнать, как оно на самом деле.
В повседневной жизни я научилась говорить, что «плохо слышу, поэтому повторите последнюю фразу еще два миллиона раз», но там я вижу собеседника и могу как-то предугадать его реакция. Или просто деваться некуда бывает.
Рисую картинки, если это важно.
С уважением,
Наташа.
***
Дорогая Наташа!
Я с одной стороны довольно долго была на стороне начальства, брала на работу людей с очень тяжелыми физическими недостатками, и наблюдала, как они вписываются в коллектив. С другой стороны в последние годы я сама стала инвалидом.
Мне посчастливилось работать в Интернетной Академии в Берлине, которая кормилась грантами и большой поддержкой от государства, потому что очень значительная часть мест была занята тяжелыми инвалидами. У нас были люди в инвалидных креслах, люди без рук и без ног, а так же несколько глухонемых сотрудников. Иногда, конечно, случались нестандартные ситуации - человек приехал на работу, но не может попасть на наш второй этаж, потому что не работает лифт, и он с коляской стоит где-то у подъезда, и коляска в двери не проходит. Или кто-то что-то важное пропустил, потому что новый сотрудник ему это сказал, не зная, что этому человеку надо не говорить, а писать. На самом же деле все эти люди делали не больше ошибок и создавали не больше проблем, чем любые другие сотрудники. Более того, они очень старались хорошо работать, и боялись услышать, что "вот он не может потому что у него проблема", поэтому часто все делали даже лучше других.
Когда я работала в АйДиМедии я взяла на работу дизайнера без рук. Я позвала его на собеседование, потому что он прислал хорошее портфолио. Естественно ему пришлось шокировать меня в первую же секунду знакомства - в Германии принято подавать руку, когда входишь к кому-то на собеседование и представляешься. Вошел парень с руками в карманах и сказал: "Извините, но руки у меня для вас нет!"
Моя протянутая рука повисла в воздухе.
В последующие 10 минут он весело развернул (ногами) свою сумочку, показал работы, рассказал о себе. Работы были хорошие и агентстсву был нужен вот именно такой дизайнер. После 15 минут разговора он сказал:
- Ну послушайте, ну давайте честно, ведь я вас шокировал?
- Да!
- Ну вот прошло 15 минут, вам ведь уже стало легче?
- Да, стало, заметно.
- Ну вот ваши сотрудники тоже привыкнут через 15 минут. А потом будет знаете что?
- Что?
- Потом я стану местным аттракционом, я знаю. Они будут все приходить домой и рассказывать всем своим друзтям, что у них работает дизайнер без рук. Они будут пытаться со мной дружить, потому что им захочется продемонстрировать свою внутреннюю свободу и раскованность. Я знаю, что они сначала будут смотреть в сторону, а потом привыкнут смотреть на меня прямо, но всегда с некоторым ощущением, что они в зоопарке и смотрят на экзотические животное. Но я этим не прогружаюсь. Я очень хочу работать. Дайте мне шанс, я буду хорошо работать. И они потом привыкнут, что я такой, какой я есть, но в общем-то я пришел сюда работать и работаю.
Парня взяли. Он хорошо работал. Все с ним дружили. Он был приветлив и весел, танцевал со всеми под ютюб и метко бросался скомканными бумажками. Приходил на все вечеринки и вообще был дружен с коллективом. Сейчас, спустя почти 10 лет, мы давно там все не работаем. Я знаю, что он сменил три агентства, стал арт-директором, женился и у него двое детей. Но это я уже отклонилась от темы... :-)
Коллектив дал ему шанс и он нашел общий язык со всеми.
Если честно, то я вообще заметила, что таким людям легче дают шанс при личной встрече. Начиная с начальства, которому представляешься, и кончая сотрудниками.
Я сама тоже "отпугнула" ряд людей, и практически все они отпугнулись до личной встречи.
С одной стороны глупо врать и выдумывать, почему у меня такие-то проблемы. Я считаю, что если какая-то проблема есть, лучше озвучивать ее сразу, что бы это ни было.
Мне еще в начале моей болезни врачи дали совет, написать свой диагноз в своем резюме. Они сказали, что биография, при которой человек много-много делал, а потом на несколько лет провалился, это "подозрительно". В любом случае заметят, что произошло что-то страшное. А если написать что-то "расплывчатое", большинство сразу подумают, что я приземлилась в психиатрической клинике, или у меня были проблемы с наркотиками, или что-нибудь такое. Люди так устроены. Как только им что-то не договаривают, они подозревают самое "плохое". И лучше сказать им то, что есть, чтобы не подкармливать их фантазию.
С другой стороны, увидев такой пункт в биографии, и все изменения, которые произошли после этого поворота в моей жизни, люди сразу представляют себе такого немощного инвалида, такую серенькую, слабенькую девочку, которой все нельзя. Поэтому я предпочитаю встретиться с человеком лично, и рассказать ему все, уже после того, как мы посмотрели друг другу в глаза, и он увидел, что я активный человек с горящими глазами, что я борда и горю огнем и внушаю всем оптимизм и уверена в себе. И все у нас получится...
Если мне приходится до первой личной встречи признаться в каких-то проблемах (люди сразу пытаются ввязать человека в разные мероприятия, и сразу приходится писать, что извините, это я не могу, а это мне нельзя), то я сразу добавляю пояснения: "Вы не думайте, на самом деле все в порядке, я живу полной жизнью и вообще все что связано с работой смогу, не пугайтесь, все хорошо!"
Иногда помогает.
Иногда - нет.
Естественно уже ряд людей просто исчезли, узнав о каких-то таких проблемах.
Т.к. люди эти обычно исчезают или сводят на нет общение без объяснений, я не знаю точно, что движет ими. Может быть они боятся, что со мной будет не сотрудничество, а "одни проблемы". Может быть они думают, что я стану бить на жалость. На самом деле мне безразлично, что они думают. Я общаюсь с людьми, которые понимают, что, если я претендую на нормальную работу наряду с другими коллегами, значит я готова играть по общепринятым правилам. Ну да, здесь и там мне надо пойти навстречу. Немножко. Но это не трудно и стоит того, потому что в остальном я полезная и могу дать им то, чего они ищут. На самом деле всем хорошим и любимым сотрудникам надо в чем-то пойти навстречу иногда. Мы ведь все люди. У кого-то инвалидность, а у кого-то сложный ребенок, а у кого-то сложная семейная ситуация. Если человек все равно хочет сделать свою часть работы хорошо, он ее сделает. И только узколобый и близорукий начальник откажется от хорошо сделанного куска работы, только потому, что его сделали в немного особенных условиях.
Одним словом, я считаю, что каждый человек решает сам, насколько он способен "работать как все". Это до определенной степени инвалидности во многом зависит от собственного отношения к проблеме и от умения общаться. Конечно это требует так же выдержки. Очень часто мне плохо, больно, душевно тяжело, но я об этом не говорю, потому что, если я буду об этом говорить коллегам каждые 5 минут, я их этим достану. С другой стороны надо так же чувствовать границу, когда пора открыть рот и просто сказать: "Я так не могу, ты должен пойти мне навстречу". Да, иногда даже нужно сказать, что "Ты должен пойти мне навстречу, потому что ты здоровый, а я - больная, и ты не понимаешь, как мне вот это тяжело. А мне по-настоящему тяжело!"
Это тонкая грань, с нею надо учиться работать. Но это все возможно.
И если человек умеет работать в своей ситуации, его труд стоит тех же денег, и он может претендовать на такое же серьезное и открытое отношение к себе от коллег и начальства, как любой другой сотрудник.
Я бы предложила вам в первую очередь относиться к себе как к "нормальному человеку". При этом помня, что вы на самом деле не нормальный человек, а особенный, потому что справляетесь с кучей сложностей так, будто это - фигня. В то время, как это не фигня совершенно. Просто вы скромный такой герой, не требующий за свои достижения каких-то особых медалей. Вам достаточно, чтобы люди просто "давали вам шанс" и смотрели на вас и на то, что вы умеете, а не на вашу проблему.
Я бы не стала прятаться, а скорее наоборот, попыталась бы работать среди людей. Потому что открытый, веселый человек, задорный и с горящими глазами, всегда добивается большего при личном общении. К сожалению многие наши лучшие черты через электронную почту не покажешь.
Я бы стала открыто говорить людям, почему я не хочу общаться через телефон или скайп, непременно добавляя, что "но это совсем не проблема, у нас еще есть масса средств коммуникации, и эта мелочь не мешает мне хорошо работать". В конце-то концов вы рисуете, не телефонисткой работаете. Вот уж где, а в вашей работе действительно слух не главное.
И уж точно надо отодвинуть от себя все мысли про "бить на жалость" или "меньше платить" или "больше платить" или "это лишние проблемы". Полно на свете людей, для которых проблемы нет. Вот с ними и работайте. А те, у кого эти проблемы в голове есть, пусть ищут себе других сотрудников. Не огорчайтесь и не задумывайтесь об этом ни минуты. Я вас уверяю, их меньшинство.
P.S. Еще одну конструктивную мысль написали в первых же комментариях: что с одной стороны надо, конечно, стараться жить с проблемой. С другой стороны неплохо бы поинтересоваться, какими способами эту проблему можно уменьшить (по письму не понятно, насколько вы этим вопросом занимались). Научиться читать по губам можно в специальных школах, и это сильно помогает. А еще хорошо помогают во многих случаях хорошо подобранные слуховые аппараты.