Здравствуйте, дорогая Яна!
Давно читаю ваш блог. Вы удивительная, стойкая, нежная, здравомыслящая и талантливая, и я восхищаюсь вами! Приятно, что благодаря интернету есть возможность не только читать ваши посты, но и вот так сказать добрые слова вам лично.
Я сценарист и писатель, и не так давно вы у себя в блоге спрашивали, почему же нет на ТВ ни слова про коронавирус? Мол, обычно на злобу дня как-то все быстро реагируют…
Признаться, этот коронавирус не только мучит нас физически, но и в творческом ключе. Я вот сижу над новым сценарием, и ломаю голову. Продюсеры уходят от ответа, им все кажется, что еще чуть-чуть, и «отпустит». А вопрос вот в чем. Как отражать коронавирус в кино? Если он не является основной темой. То есть мне совершенно ясно, как писать историю про то, как, например, супружеская пара переживает карантин и решает свои личностные и любовные проблемы в запертом пространстве, а тут еще дети, страхи и прочее.
Но совсем иначе обстоит дело, когда рассказать надо историю о чем-то другом. У меня говора гудит, честно. Как в кадр входят герои, они в масках или нет? Если в масках - то режиссер хватается за голову, потому что у актера закрыто все лицо, кроме глаз, а лицо, как вы понимаете, - это актерский инструмент. Если не в масках, то надо ли объяснять, почему они игнорируют масочный режим? По опыту медицинских сериалов знаю, что герои как можно меньше должны находиться в операционных, потому что зритель с большим трудом смотрит за тремя и более героями, отличимыми только на крупном плане, именно из-за хирургических масок. Обычно в операционной либо диалог двоих и переглядки поверх масок, либо какой-то экшен с кровотечением, остановкой сердца и т.д. А тут, получается, у нас теперь половина фильма должна идти в таком режиме. Мелодрама ли, комедия, неважно. Показываем ли мы банк, или магазин, или офис, или музей - что, всех теперь в масках? Это очень удручает. Если соблюдать достоверность, теряется кинематографичность. Частичная достоверность требует каких-то немыслимых объяснений, подпорок, ухищрений - здесь все типа сдали анализы, здесь все типа семья… А если не семья, а если триллер с незнакомцами? А какие незнакомцы, когда все ко всем чертям закрыто, и нет ни музеев, ни офисов, и только и разговоров, что «надень маску»… Тем более что экранный продукт - это в любом случае позиция. Призыв ли, потакание ли. Иногда даже пропаганда, но не будем о грустном. Снимешь без масок всех, - скажут, призываем нарушать режим. С другой стороны, а вдруг вирус пройдет, мы забудем о нем, как о страшном сне, и… и что? стала бы «Ирония судьбы» фильмом на года, если б все в НИИ легкой промышленности таскались в масках? Или зрители поспешили бы выкинуть этот бред из головы?
Или, например, поцелуй героев. Сейчас на кастингах много проблем с этим, и так актеры часто друг с другом не знакомы, и им надо в кадре целоваться, а тут еще и коронавирус.
Мы все думаем, вот, скоро пройдет… А если не пройдет?
Проще, получается, просто игнорировать. Признаюсь, когда я описываю историю, сцена за сценой, перед мысленным взглядом все герои, естественно, без масок. Так, как я привыкла, как все мы привыкли жить. Но что, если теперь это наша реальность, навсегда? Ломаю голову и не нахожу ответа.
К вам вопроса как такового у меня нет, просто было бы интересно узнать ваше мнение на этот счет. И конечно, узнать, что думают ваши читатели.
Спасибо вам за все, что вы делаете! Большой привет маме и кошечкам, и - здоровья вам и всем вашим любимым!
С большим уважением, Елена Вернер
https://vernerelen.livejournal.com/(можно не анонимно, как захотите)
***
Здравствуйте!
Я не сценарист. Поэтому могу только высказать свое дилетантское мнение - с точки зрения потребителя. Я думаю, что хороший пример - сериал "Анатомия Грей". Там как раз половина действий таки происходит в операционной. И ничего - они вполне себе драматично выстраивают там сюжет. Да, много показывают их в операционной крупным планом. Многозначительные взгляды через маски. Хорошо написанные диалоги, так, что все равно понятно, что там происходит, даже если не всю мимику видно.
И вот я как раз вспомнила про этот сериал - и тут же мне подумалось, что все же вторую половину времени они без масок. Вне операционной. В фильме, где сюжет происходит на фоне пандемии, будет то же самое. Ведь дома маски не носят. Там в вашем распоряжении весь арсенал эмоций и гримас который был всегда.
И потом - все зависит от того, где происходит действие. В некоторых странах так и не ввели обязательное ношение масок прямо везде, в том числе и на улице.
Во многих странах вообще ни одного дня не заставляли носить маски на улице. Только в больницах, в магазинах и еще где-то. Если перенести сюжет туда, то высвободится еще больше пространства для "безмасочных" кадров.
Еще я бы посмотрела на фильмы , снятые во восточных странах, где значительная часть женщин носит паранджу или что-то такое. У них тоже есть кино. :-) Посмотреть, как они с этим работают. :-) Тут сразу вспоминаются индийские фильмы - их я видела много. Там много сцен, когда лицо прикрывают платком. И там совсем иначе актеры работают глазами. :-) Может быть теперь и в других странах актерам придется этому учиться?
:-)
В остальном - любой фильм, это стейтмент! При создании любого фильма нужно принимать решения. Какие идеи вы собираетесь продвигать. Собираетесь, ли вы выражать свой протест против каких-то модных идей. Хотите ли поставить под сомнение что-то, что очень активно пропагандируется. Или с какой вообще точки зрения хотите рассмотреть вопрос. Практически в каждом фильме есть какой-то конфликт - политический, расовый, этический. И конечно авторы фильма должны занять какую-то позицию. И потом жить с этим. Тут уж каждый решает сам, каким он искусством занимается.
Мне кажется, что тут большой опыт у советских кинорежиссеров. В советском союзе местами было опасно быть диссидентом. С другой стороны авторам всегда хочется поговорить со своей аудиторией именно о спорных и тяжелых вопросах. И у нас многие находили такой способ аккуратно что-то показать, так открыто и не сказав, что автор сам об этом думает. Мол, думайте сами, решайте сами. В том числе брат моего деда, Герц Франк, умудрился снять несколько фильмов на очень непростые темы. Так, что их не зарубили. Но они раскрыли разные непростые вопросы, о которых он приглашал поразмышлять зрителя. Мне кажется, что иногда искусство состоит именно в этом - найти такой способ показать то, что у вас на душе, но так, чтобы ваше произведение не зарубили, вас за это не посадили в тюрьму и не предали отсракизму, и чтобы вы никого напрямую вашим произведением не обидели и не дискриминировали. Трудно, да.
Желаю вам решить эту задачу успешно, если придется. :-)
P.S. Сами маски тоже могут быть стейтментом. Возможно стоит работать с тем, чтобы в разных ситуациях персонажи были в таких масках, которые тоже как-то иллюстрируют их состояние, настроение и.т.д. Ведь их наделали уже тьму тьмущую - от смешных и нелепых, до ужасных, супер выразительных, даже ужасающих.
Мы вот хихикали с подругой, когда перед хелоуином развелось много масок с таким жутким пугающим оскалом. Что, если не в настроении, не хочешь, чтобы к тебе кто-то лез или приближался, можно надеть такую маску. И вот сидишь в этой маске, отвернувшись к окошку. Подсаживается парень. И ты вдруг так резко разворачиваешься к нему этим жутким оскалом. И можно еще порычать немножко, едва заметно. Так, чтобы он вообще засомневался, не показалось ли ему. И парень такой весь в ужасе отскакивает. Мы смеялись, представляя эту сцену.